Рынок труда РФ адаптировался к пандемическому кризису

В 2020 году российский рынок труда адаптировался к кризису, вызванному пандемией коронавируса, как с помощью уже ставших традиционными инструментов — сокращения зарплат, рабочего времени и интенсивности найма,— так и за счет перехода на дистанционную занятость, которая была нехарактерна для более ранних кризисов. Такой вывод можно сделать из парных препринтов главы Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимира Гимпельсона и его заместителя Ростислава Капелюшникова «Зарплата и потоки на российском рынке труда в условиях ковида» и «Анатомия коронакризиса через призму рынка труда». Обе работы основаны на данных обследований Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ ВШЭ) и благодаря этому дают наиболее точную оценку процессов в трудовой сфере — в отличие от уже доступных макроданных Росстата или микроданных небольших телефонных и интернет-опросов , пишет Коммерсант .

Рынок труда РФ адаптировался к пандемическому кризису, оценка процессов в трудовой сфере, рынок труда адаптировался, пандемийный кризис, адаптация рынка труда, социальная поддержка во время пандемии, распространение неполной занятости, изменение рынка труда

Как следует из препринтов, главным способом адаптации российских предприятий к макроэкономическому шоку 2020 года стало сокращение зарплат работников — этот инструмент широко использовался ими и ранее, в кризисах 1990-х и конца 2000-х годов, несмотря на то что в этот раз бизнес столкнулся с шоком на стороне предложения, а не спроса. Так, у 28% респондентов зарплаты в 2020 году снизились на 5% и более, у 37% — в пределах 5%, у 35% выросли (на 5% и более). Как отмечают авторы, доля тех, у кого в прошлом году месячный заработок снизился, оказалась несколько меньше, чем в кризис 2008–2009 годов, но существенно выше, чем в межкризисные годы.

По оценкам исследований, главным источником снижения зарплаты стала неполная занятость.

В целом в период карантинных ограничений 12,6% работников были переведены на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, 10,8% отправлены в вынужденные или квазидобровольные отпуска, 5% пришлось раньше запланированного брать очередные отпуска. При этом, несмотря на широкое распространение неполной занятости, около 7% респондентов РМЭЗ были вынуждены работать дольше, чем в докарантинный период,— и среди тех, трудился сверхурочно, вероятность снижения заработной платы была примерно в 1,5 раза выше, чем среди тех, кто с этим не сталкивался (29% против 20%).

Основным инструментом количественной адаптации к кризису стало сокращение масштабов найма новых работников.

Оно было массовым в апреле 2020 года, однако уже июле—августе показатель интенсивности найма оказался на уровне, сопоставимом с доковидным. Благодаря этому поиск работы для россиян в марте—сентябре 2020 года в среднем длился 4,7 недель, а почти в половине случаев (57% опрошенных) — не превышал двух. Впрочем, как отмечается в работе, относительно быстрому выходу из состояния безработицы могла способствовать недостаточная социальная поддержка потерявших рабочее место, несмотря на то что в 2020 году правительство облегчило процесс получения пособия по безработице и увеличило его размер (подробнее см. Ъ от 2 апреля 2020 года). Так, только каждый десятый из опрошенных в ходе исследования респондентов заявил, что в период поиска работы получал его, и каждый пятнадцатый (около 7%) — что получали пособия на детей.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательно

0

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.