Работодатели реже учитывают мнение женщин в рабочих вопросах – опрос
90% женщин приходится упорнее работать, чем мужчинам, из-за существующих гендерных стереотипов. Например, позиция 54% женщин касаемо рабочих вопросов не всегда учитывается из-за стереотипного восприятия их как «слабого пола».
Как выяснило сообщество предпринимателей CLUB 500 и исследовательский центр «Зарплаты.ру», каждый третий респондент по-прежнему сталкивается с различными формами гендерных стереотипов. При этом чаще от них страдают именно женщины, а не мужчины – так, например, среди ключевых предубеждений — чрезмерная эмоциональность (47%), недостаток компетенций (40%) и неспособность найти баланс между семьей и карьерой (38%).
Также чаще всего женщины вынуждены бороться с предвзятым к ним отношением в ситуациях, связанных с карьерным ростом: при повышении в должности (27%), при приеме на работу (19%), при распределении рабочих задач и обязанностей (15%) и при принятии решения о повышении зарплаты (13%). Прийти к руководящей должности еще сложнее — предубеждения мешают 87% опрошенных.
Эксперты отмечают, что стереотипы делают женщин менее уверенными в себе, из-за чего многие из них начинают испытывать различные страхи: 50% боятся утратить баланс между жизнью и работой, 36% — не оправдать собственные ожидания и амбиции, а 34% — конкуренции с коллегами-мужчинами.
В исследовании отмечается, что особенно подвержена стереотипам финансовая сфера – по мнению 65% россиян мужчины на аналогичных должностях зарабатывают больше: по мнению каждого второго респондента специалисты мужского пола получают на 10-20% больше, а каждый третий считает, что зарплатный разрыв достигает 30%.
Сохраняющийся разрыв в оплате труда вызывает недовольство: 64% россиян считают несправедливым, когда “сильный пол” зарабатывает на 10 000-30 000 рублей больше, чем женщины, если при этом их должности и обязанности идентичны.
Несмотря на все трудности, изменения происходят – как отмечают аналитики CLUB 500 и «Зарплаты.ру», особенно это заметно в сфере бизнеса.
Например, 54% женщин-предпринимателей отмечают, что за последние 5 лет отношение к ним со стороны коллег мужского пола стало более уважительным. Мужчины прислушиваются к мнению женщин, хотя иногда и сохраняют скрытые предубеждения (57%). Помимо этого, стало легче работать с клиентами, партнерами и инвесторами: женщинам удалось завоевать доверие благодаря своим достижениям в бизнесе, и теперь предвзятое к ним отношение встречается в трудовой среде крайне редко (9%).
Также, по мнению респондентов, основными инструментами, которые могли бы помочь преодолеть гендерные стереотипы, являются: поддержка женского предпринимательства (51%), создание безопасных пространств для обмена опытом (35%), публичные кампании по повышению осведомленности (27%), внедрение гендерных квот в управленческих позициях (22%) и введение образовательных программ/курсов по гендерному равенству (21%).