Путин ждет появления 6 млн новых предпринимателей

В майском указе президента  «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в числе приоритетных был назван проект «Развитие малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы». Обращение к теме предпринимательства не стало сюрпризом, поскольку в течение последних нескольких лет эта сфера находится в фокусе внимания властей. Но следует обратить внимание на предложенный целевой показатель: к 2024 году  численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП), включая индивидуальных предпринимателей (ИП), должна вырасти до 25 млн. человек – это на 5,8 млн человек больше, чем сейчас (30%).

Путин ждет появления 6 млн новых предпринимателей

Напомним, что в принятой в 2016 году Стратегии развития МСП, доля занятого населения в секторе МСП в численности занятого населения  должна была вырасти до 35% лишь к 2030 году. Согласно последнему указу, это должно произойти уже к 2024 году. Таким образом, ежегодный прирост числа предпринимателей должен составлять около 4%. Однако за последний год –  с декабря 2016 год  по декабрь 2017 года численность работников субъектов увеличилась всего на 1,95%.

Какими темпами должен расти малый и средний бизнес

Анализируя положительную динамику показателей Росстата, отражаемую в реестре МПС, необходимо иметь в виду несколько моментов. Первый заключается в том, что рост занятости в реестре в 2017 и 2018 годы частично обусловлен постепенным заполнением требуемой отчетности. Требование в отношении суммарной доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью (ООО) не учитывались при внесении сведений в Единый Реестр в 2016 г. Также в реестр постепенно включались акционерные общества.

Другой проблемой при анализе данных реестра МСП является необходимость знания алгоритмов его работы, в частности, в августе реестр ежегодно очищается от неработающих фирм, формируя «провал», который тем не менее не свидетельствует ни о каких тенденциях развития бизнеса в стране.

Малый и средний бизнес – это сквозная тема указа президента

Амбициозность поставленной цели делает ее фактически сквозной в президентском указе, соответствующие ей задачи прописаны не только в самом приоритетном проекте по МСП (пункт 13 указа), но и связаны с производительностью труда (пункт 9), новыми технологиями и цифровой экономикой (пункт 11). Помимо развития собственно МСП, важен также рост производительности труда на средних и крупных предприятиях несырьевых отраслей не ниже 5% в год, вовлечение не менее 10 тысяч средних и крупных предприятий несырьевых отраслей, внедрение цифровых технологий и платформенных решений в госуправлении, в том числе в интересах населения и субъектов МСП.

Читайте также: Почему талантливые люди уезжают из России: мнение эксперта

Очевидно, что важность развития предпринимательства не является самоцелью, а продиктована более важными задачами, обусловлена глобальными процессами.

  • Во-первых, это обеспечивает создание рабочих мест и обеспечение занятости важно в эпоху цифровых технологий, когда многие профессии устаревают и люди теряют работу.
  • Во-вторых, позволяет обеспечить достойный уровень жизни населения в регионах, где высока безработица и устроиться на государственное предприятие, бюджетное учреждение или в крупную компанию, а значит, предпринимательство способствует снижению бедности (национальная цель указа и первая цель устойчивого развития стран ООН), росту реальных доходов граждан (национальная цель указа).
  • В-третьих, именно средние быстрорастущие компании являются основой внедрения цифровых технологий и технологических инноваций (национальные цели Указа)
  • В-четвертых, средние быстрорастущие компании являются базой повышения производительности труда (это приоритетное направления указа).

Что мешает бизнесу?

Согласно опросам деловых объединений и нашим исследованиям, можно выделить две группы факторов, ограничивающих развитие МСП. Это общеэкономические проблемы, которые оказывают особое влияние на МСП, и специфические трудности малых и средних предприятий.

К первым следует отнести особенности институциональной среды, такие как проблемы судебной и правоохранительной системы, карательная парадигма контрольно-надзорной деятельности, нестабильность правил игры. Все это ведет к потере доверия между бизнесом и государством, и соответственно, отсутствию стимулов выхода предпринимателей из тени. Конечно, ограничивают развитие МСП низкий платёжеспособный спрос населения и высокая доля государства и монополий.

Среди специфических проблем предприниматели называют ограниченный доступ к рынкам сбыта, к финансовым ресурсам, высокую стоимость подключения к инфраструктуре, плохую осведомленность о мерах господдержки и высокие административные издержки. Это, в свою очередь, ведет к невозможности масштабирования бизнеса: малый бизнес в большинстве и остается навсегда малым, а самозанятые – нелегальными работниками теневого сектора.

В указе президента в общих чертах обозначены меры, направленные на то, чтобы преодолеть специфические проблемы МСП.

1. Для повышения доступности рынков

  • Совершенствование системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов МСП. Здесь потребуется расширение номенклатуры продуктов, увеличение числа заказчиков, внедрение стандартов инновационной и высокотехнологичной продукции.
  • Модернизация системы поддержки экспортеров, включая расширение сети и объема услуг АО «Российский экспортный центр» (АО «РЭЦ») в регионах, созданию международных центров сертификации, обеспечению прозрачности таможенных процедур и др.

2.Для повышения доступа к финансированию предложено дальнейшее увеличение объема льготных кредитов. Мы также считаем необходимым развитие системы микрокредитования, гарантийной поддержки. Фактически это расширение деятельности Корпорации МСП.

3. Для снижения административных издержек предполагается упрощение налоговой и статистической отчетности, особенно в связи с внедрением онлайн-касс. Необходимо упрощение процедур получения доступа к инфраструктуре. Фактически следует продолжать всю дальнейшую работу по улучшению инвестиционного климата в регионах.

4. Для повышения доступа к мерам государственной поддержки МСП предполагается создание цифровой платформы для МСП. Хотя, на наш взгляд, подобные платформы уже существуют – это портал МСП и бизнес-навигатор.

5. Для поддержки масштабирования бизнеса предложено создать систему акселерации.

Вместе с тем, единственный целевой показатель указа по развитию МСП – это увеличение занятых, и очевидный путь к его достижению – легализация самозанятых и вывод из тени работающих предприятий.

Сейчас в России около 15 млн человек занято в неформальном секторе, большая часть из них можно отнести к самозанятым. При этом по по данным ФНС, во всей России зарегистрировано лишь 1403 самозанятых, в отдельных областях – по 5-8 человек. Сейчас мы совместно с Минэкономразвития готовим предложения по содействию выходу этих людей из тени, в том числе уже есть предложения по внесению соответствующих норм в Гражданский Кодекс. Трудности заключаются в преодолении недоверия, установившегося между бизнесом и властью, слабой предсказуемости деловой среды и политики стимулирования предпринимательства. Основными инструментами вывода из тени должны стать стимулы и привилегии, а не штрафы и ужесточение контроля.

Разумеется, обсуждаемые меры будут иметь эффект только при условии одновременного решения системных проблем предпринимательства. При формировании мер следует учитывать разницу в группах внутри сферы МСП (между ИП и микробизнесом, малыми предприятиями с одной стороны и средними фирмами с другой стороны), региональную и отраслевую специфику. Важно понимать, кто будет координировать эту тему на федеральном и региональном уровнях.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Рекомендуемые материалы

Редакция
Топ-5 ошибок в договоре ГПХ с самозанятым

В условиях растущей популярности самозанятости и перехода многих специалистов на упрощенные налоговые режимы, правильное оформление договоров становится особенно важным. Неправильные формулировки, отсутствие необходимых условий или нечеткие обязательства могут привести не только к юридическим спорам, но и к финансовым потерям для заказчиков. Эксперты платформы для работы с самозанятыми Qugo провели глубокий анализ договоров для сотрудничества с самозанятыми, и выявили ряд распространенных ошибок, способных существенно увеличить риски таких партнерств. В этой статье они расскажут, в каких моментах чаще всего ошибаются компании при составлении договоров гражданско-правового характера (ГПХ) с плательщиками налога на профессиональный доход (НПД) и предложат рекомендации по устранению этих ошибок.

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.