Нефтегазовый сектор стремится к переходу на малолюдное производство

Тема малолюдных производств все чаще звучит в связке с цифровизацией крупных предприятий. Сейчас порядка 46% компаний нефтегазовой отрасли планируют переход на малолюдное производство, при этом большинтво из них еще не готовы к цифровой трансформации.

По данным исследования многопрофильной технологической группы Рексофт, проведенного в сентябре 2024, многие российские предприятия начинают переходить на малолюдное или безлюдное производство. Так, 46% опрошенных респондентов из числа профессионалов нефтегазового сектора заявили, что их компании стремятся к полной автоматизации процессов: почти 31% респондентов анализируют доступные решения, а 15% уже сейчас внедряют эти технологии. При этом 26% предприятий отрасли недостаточно готовы к цифровой трансформации.

Согласно данным исследования Рексофт, почти половина компаний отрасли (48%) уже готовы или активно внедряют цифровые инструменты. 26% респондентов отметили, что на текущем этапе анализируют доступные решения. Лишь 10% опрошенных специалистов считают, что их предприятия не готовы к активному переходу на цифровые продукты, а еще 16% затруднились с ответом.

По словам Ольги Маковой, директора департамента промышленной автоматизации группы Рексофт, малолюдное производство подразумевает максимальную автоматизацию всех процессов, которые могут выполняться без участия человека. Это особенно важно для условий, где люди не могут находиться из-за экстремальных факторов (температура, загрязненность, радиация) или где человеческие возможности (скорость, сила) недостаточны для выполнения задач.

Тема малолюдных производств все чаще звучит в связке с цифровизацией крупных предприятий, отмечают эксперты. В первую очередь, она была активирована вопросом кадрового дефицита в экономике и в нефтегазовой отрасли, в частности. По разным оценкам, в настоящее время в нефтегазовом секторе России не хватает от 40 000 до 100 000 сотрудников. По данным платформы по подбору персонала HH.ru, отрасль увеличила количество онлайн-объявлений о вакансиях в первом квартале 2024 года на 24% по сравнению с предыдущим годом.

Сейчас промышленные предприятия активно внедряют технологии повышения эффективности работы персонала: автоматизация рутинных операций, оптимизация информационной нагрузки, построение единых диспетчерских пунктов для объектов, расположенных на больших расстояниях, с минимальным количеством операторов, а также более глубокое обучение операторов с применением технологий виртуальной и дополненной реальности. Внедрение этих технологий приводит к оптимизации кадрового ресурса.

При этом 60% респондентов считает, что широкое распространение малолюдных и безлюдных производств не приведет к сокращению рабочих мест. Также, по мнению Ольги Маковой, достигнуть полностью автоматизированного производства в ближайшем будущем вряд ли удастся, а высококвалифицированные специалисты всегда будут востребованы.

«Сокращение человеческого труда поможет ответить на реалии современного рынка занятости, где поиск сотрудников, например, в рабочих специальностях становится вызовом для компаний и тормозит их развитие", - отмечает Макова.

Поэтому малолюдные предприятия не сокращают рабочие места, а оптимизируют те ставки, которые и сейчас закрываются отделами кадров со значительными трудностями».

0

Рекомендуемые материалы