Компании со своей системой ценностей оказались более устойчивыми в кризис

Как следует из отчета PwC, компании с развитой корпоративной культурой лучше адаптировались к текущему кризису, вызванному пандемией COVID-19: их сотрудники меньше жаловались на замедление рабочих процессов, сложности при общении с коллегами и клиентами. В то же время многие компании, особенно в России, несмотря на те преимущества корпоративной культуры, по-прежнему не могут добиться ее целостности — она по-разному понимается менеджментом и рядовыми работниками.

В условиях растущего спроса на сотрудников на рынке труда именно корпоративная культура может помочь компаниям более эффективно конкурировать за кадры и быстро адаптироваться к изменениям. Такие выводы можно сделать из исследования компании PwC «Глобальный опрос 2021 года о корпоративной культуре» (опрос более 3 тыс. респондентов из 42 стран мира, включая Россию).

Компании со своей системой ценностей оказались более устойчивыми в кризис, PwC, PwC новости, PwC новости сегодня, PwC последние новости, система ценностей компании, корпоративная культура компании, развитая корпоративная культура, конкурировать за кадры, Значение корпоративной культуры

Значение корпоративной культуры в повестке компаний постепенно возрастало в последние годы — если в 2013 году ее важность отмечали 53% респондентов, то в 2021 году их доля увеличилась до 61%. Кроме того, сейчас значительная часть руководителей высшего звена и членов советов директоров (66%) заявляют, что для бизнес-результатов компании культура имеет даже более важное значение, чем стратегия или операционная модель.

Но только текущий «пандемический» кризис на рынке труда показал, насколько большой вклад корпоративная культура способна внести в устойчивость компаний.

81% респондентов, уверенных в том, что их организация смогла адаптироваться к событиям 2020 года, также заявил, что именно их корпоративная культура была конкурентным преимуществом в новых условиях. 73% респондентов компаний с выраженной корпоративной культурой отметили, что в период пандемии решения принимались быстрее (или ситуация не изменилась), 64% респондентов указали на отсутствие сложностей при общении с коллегами, 66% респондентов сообщили, что им стало легче реагировать на потребности клиентов.

В то же время, как отмечают авторы, у множества компаний существует большой потенциал для развития корпоративной культуры. И в первую очередь необходимо работать над ее целостностью — восприятие корпоративной культуры у высшего руководства среднестатистической компании и ее сотрудников по-прежнему отличается. Среди топ-менеджеров доля тех, кто ощущает свою причастность к работе компании (83%), уверен в ее целях (79%) и работает с полной отдачей (81%), зачастую существенно выше, чем среди рядовых сотрудников (54%, 65% и 54% соответственно). Из-за таких различий в восприятии сотрудники теряют веру в значение такой культуры — доля работников, которые оценили ее важность для работы компании выше стратегии или операционной модели, в 2021 году, в отличие от аналогичного показателя для топ-менеджеров, сократилась до 46% (в 2018 году — 66%).

В России, как отмечают авторы исследования, наличие у компаний корпоративной культуры в кризис оказалось критически важным из-за особенностей национального менталитета.

Для российских сотрудников неформальные связи с коллегами важнее, чем за рубежом, и переход на удаленную работу вызвал ряд сложностей, решить которые могли бы доверительные отношения внутри предприятия. Но в России существенное число сотрудников не находят корпоративную культуру своего работодателя целостной — так, более 30% респондентов считают, что в их компании поведение как рядовых сотрудников, так и руководителей не согласуется с тем, что они говорят. Еще 24% опрошенных не считаю руководство компании подходящей для себя ролевой моделью.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.