Компании со своей системой ценностей оказались более устойчивыми в кризис
Как следует из отчета PwC, компании с развитой корпоративной культурой лучше адаптировались к текущему кризису, вызванному пандемией COVID-19: их сотрудники меньше жаловались на замедление рабочих процессов, сложности при общении с коллегами и клиентами. В то же время многие компании, особенно в России, несмотря на те преимущества корпоративной культуры, по-прежнему не могут добиться ее целостности — она по-разному понимается менеджментом и рядовыми работниками.
В условиях растущего спроса на сотрудников на рынке труда именно корпоративная культура может помочь компаниям более эффективно конкурировать за кадры и быстро адаптироваться к изменениям. Такие выводы можно сделать из исследования компании PwC «Глобальный опрос 2021 года о корпоративной культуре» (опрос более 3 тыс. респондентов из 42 стран мира, включая Россию).
Значение корпоративной культуры в повестке компаний постепенно возрастало в последние годы — если в 2013 году ее важность отмечали 53% респондентов, то в 2021 году их доля увеличилась до 61%. Кроме того, сейчас значительная часть руководителей высшего звена и членов советов директоров (66%) заявляют, что для бизнес-результатов компании культура имеет даже более важное значение, чем стратегия или операционная модель.
Но только текущий «пандемический» кризис на рынке труда показал, насколько большой вклад корпоративная культура способна внести в устойчивость компаний.
81% респондентов, уверенных в том, что их организация смогла адаптироваться к событиям 2020 года, также заявил, что именно их корпоративная культура была конкурентным преимуществом в новых условиях. 73% респондентов компаний с выраженной корпоративной культурой отметили, что в период пандемии решения принимались быстрее (или ситуация не изменилась), 64% респондентов указали на отсутствие сложностей при общении с коллегами, 66% респондентов сообщили, что им стало легче реагировать на потребности клиентов.
В то же время, как отмечают авторы, у множества компаний существует большой потенциал для развития корпоративной культуры. И в первую очередь необходимо работать над ее целостностью — восприятие корпоративной культуры у высшего руководства среднестатистической компании и ее сотрудников по-прежнему отличается. Среди топ-менеджеров доля тех, кто ощущает свою причастность к работе компании (83%), уверен в ее целях (79%) и работает с полной отдачей (81%), зачастую существенно выше, чем среди рядовых сотрудников (54%, 65% и 54% соответственно). Из-за таких различий в восприятии сотрудники теряют веру в значение такой культуры — доля работников, которые оценили ее важность для работы компании выше стратегии или операционной модели, в 2021 году, в отличие от аналогичного показателя для топ-менеджеров, сократилась до 46% (в 2018 году — 66%).
В России, как отмечают авторы исследования, наличие у компаний корпоративной культуры в кризис оказалось критически важным из-за особенностей национального менталитета.
Для российских сотрудников неформальные связи с коллегами важнее, чем за рубежом, и переход на удаленную работу вызвал ряд сложностей, решить которые могли бы доверительные отношения внутри предприятия. Но в России существенное число сотрудников не находят корпоративную культуру своего работодателя целостной — так, более 30% респондентов считают, что в их компании поведение как рядовых сотрудников, так и руководителей не согласуется с тем, что они говорят. Еще 24% опрошенных не считаю руководство компании подходящей для себя ролевой моделью.
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна