Карантин отправит в нищету 1,5 млрд работников с «серыми» и «черными» зарплатами

Закрытие производств и жесткие карантинные меры, принимаемые по всему миру из-за распространения коронавируса, могут поставить на грань выживания 1,5 млрд работников, занятых в теневом секторе экономики. Об этом предупреждает Международная организация труда.

рабочий на стройке

«Большинство неформальных работников, не имеющих никаких дополнительных источников поддержки, если говорить коротко, окажется перед неразрешимой дилеммой: умереть от голода или умереть от вируса», - предупреждают эксперты МОТ. Они полагают, что в наибольшей степени эта проблема проявится в Латинской Америке и арабских государствах, где от карантинных мер страдают до 89% неофициально трудоустроенных работников, в Африке (83%), в Азии и Тихоокеанских странах (73%). В Европе и в Центральной Азии проблема будет менее острой — в этих регионах потенциальных голодающих 64%.

Возможно, Россию такая напасть не только обойдет стороной, наоборот, именно неформальный сектор может стать спасением для многих сограждан.

«Даже при пессимистичном сценарии безработица в России вряд ли поднимется выше 7-8%, а сегодня Росстат оценивает этот показатель в 4,6%, — цитирует «Российская газета» директора Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича. — Абсолютное большинство потерявших работу пойдет искать альтернативные способы заработков: будут шить и печь дома на заказ, строить соседям дома, делать ремонты и так далее. Для нашей страны именно неформальная занятость может стать спасением, с ее помощью удастся снять многие социальные вопросы».

Заработки «шабашников» — довольно интересная с точки зрения макроэкономики вещь. Они не отражаются в структуре доходов населения. По сути, это лишь перераспределение средств внутри общества. И за счет этого механизма, в том числе, более успешные и состоятельные люди могут помочь своим менее удачливым согражданам. Заказал соседу по даче вскопать огород, заплатил ему — и все счастливы.

Подход явно сомнительный с точки зрения закона, но позволяет части населения зарабатывать самим и кормить свои семьи. Безусловно, такая занятость во многом ущемляет персонал — нет ни соцпакета, ни больничных, ни отпусков.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.