Как обучить персонал в виртуальной реальности

Только за первую половину 2018-го инвестиции в технологические компании, специализирующиеся на обучении, составили $8,24 млрд. Всего инвестиции привлекли более 430 компаний. «Я изучаю инвестиции в обучающие технологии уже 22 года и никогда раньше не видел такой активности по всему миру», — говорит Сэм Адкинс, главный аналитик Metaari, которая отслеживает передовые технологии в образовании. По статистике Metaari e-learning переживаем бум интереса со стороны инвесторов. Для сравнения: за весь 2017-й было привлечено только чуть больше $9 млрд инвестиций.

В эту статистику входит и онлайн-образование для школьников, и сервисы дополнительного образования, вроде Coursera. Но в плане бизнеса намного интереснее выглядит сегмент корпоративного онлайн-обучения, у которого большой потенциал, так как большие корпорации готовы оплачивать дорогостоящее обучение высококвалифицированных сотрудников. Та же Coursera еще два года назад открыла специальное подразделение Coursera for Business, ориентированное именно на этот сегмент. А как обстоят дела с корпоративным онлайн-образованием в России?

Маленький, но бурный

Российский рынок e-learning сильно отстает от США, который является наиболее крупным и зрелым. Зато темпы роста рынка России на порядок больше — 17-25% против 4%. Весь рынок онлайн-образования в России по итогам 2016 года оценивался в 20,7 млрд рублей. А к 2021 году ожидается рост до 53,3 млрд рублей.

Если в корпоративном сегменте на международном рынке более 5000 компаний, в России — порядка 15. По состоянию на конец 2016 года, объем рынка в этом сегменте оценивался в 7 млрд рублей. К 2021 он должен вырасти до 11,3 млрд рублей. Одна из особенность корпоративного онлайн-обучения в России — достаточная автономность этого сегмента. Международные компании не обращают на него никакого внимание. Только в 2018 на него вышла компания с итальянскими корнями Docebo.

Кому нужен корпоративный e-learning? Во-первых, тем компаниям, которые быстро растут. «Додо пицца» внедрила дистанционное онлайн-обучение, когда из-за роста числа пиццерий учебный центр не успевал справляться с потоком новых сотрудников. Во-вторых, тем, кто меняет стандарты в производственном цикле. Например, завод Volkswagen в Калуге, когда менял производственный процесс, внедрил мобильное обучение, чтобы сотрудники могли обучаться и дома, и на работе. Можно было бы собрать всех сотрудников в учебный центр, но тогда пришлось бы остановить производство.

В-третьих, он необходим компаниям с территориально-распределенными офисами. Чаще всего это ретейл. Например, за неделю надо запустить акцию во всех магазинах или вышли новые продукты, но отправлять тренеров по городам России будет очень накладно. Задача онлайн-обучения — достижение конкретного плана по продажам. Это полезно, когда нужно в короткий срок вывести сотрудника на прогнозируемые показатели. И особенно важно в компаниях с высокой текучестью кадров, где цикл работы сотрудника не очень большой, как в ретейле.

Бизнес постоянно трансформируется, поэтому сотрудники постепенно привыкают постоянно учиться и осваивать новые hardskills и softskills. Преобразуются сами должности, появляются новые зоны ответственности, поэтому на рынке выигрывают компании, в которых развита подготовка и переподготовка кадров. Они могут сохранить сотрудника, предоставив ему рост внутри компании вплоть до освоения другой профессии. Так, например, в Inventive Retail Group, при помощи цифровых технологий запустили единую систему кадрового резерва для сотрудников девяти брендов в портфеле компании. Окончив программу обучения, в которую входят очные тренинги и электронные курсы, сотрудник, например, Lego может перейти в любой из брендов, — например, re:Store.

От классики до VR

Технологий и разных механик в дистанционном образовании много, и выбирать их нужно в зависимости от задач, которые ставит перед собой компания. Например, MLM-компании (Multi Level Marketing или Многоуровневый Маркетинг) очень часто используют вебинары для проведения групповых встреч. Качество вебинарных площадок растет, технологии становятся дешевле, поэтому такое обучение вытесняет очные семинары.

Что касается обучения менеджеров по продажам — тут чаще всего используют электронные курсы и диалоговые тренажеры. Они помогают сотрудникам запомнить скрипт, научиться грамотно отвечать на вопросы, работать с возражениями и вести клиента к нужному действию. Особенно это популярно в банковском секторе: на каждую реплику в диалоге с клиентом у менеджера появляется карточка с подсказкой.

Компании промышленного сектора, которые работают со сложным инженерно-техническим оборудованием, применяют онлайн-симуляторы. У компании «Татнефть», например, есть воссозданный учебный центр, где установлены тренажеры, на которых сотрудник может отработать реальный навык ручной дуговой сварки.

Некоторые тренды в образовании повторяют глобальные тенденции. Например, один из таких — мобильные технологии. Люди все чаще выходят в интернет с помощью смартфона. Естественно, это используется и в дистанционном образовании: учиться со смартфона можно и в дороге, и в перерыве на работе, и дома. Другой тренд — геймификация, когда сотрудники получают награды в ходе обучения, начинают соревноваться друг с другом и тем самым вовлекаются в процесс.

Еще одна технология, которая сейчас активно пытается пробиться на рынок — виртуальная реальность. Например, на металлургическом комбинате любая починка оборудования — это приостановка производства и, как следствие, финансовые потери. VR позволяет создать тренажер, где сотрудники заранее отрабатывают навык ремонта двигателя, и время простоя значительно сокращается. Такое обучение пока внедряется в рамках пилотных проектов.

Нишевые стартапы

Появление новых технологий рождает новые компании. Бум искусственного интеллекта не обошел стороной и рынок онлайн-образования. Над его внедрением в процесс работает, например, уже упоминавшаяся Docebo. Искусственный интеллект помогает обнаружить пробелы в образовании сотрудника и предложить ему нужный курс. На международном рынке, и особенно в США, появляются нишевые, узкоспециализированные сервисы. Например, в 2018 году в США появилась компания CSPA, которая специализируется на оценке компьютерных знаний. Фактически это онлайн-тест для инженеров-программистов. Сдав тест, можно поделиться полученной оценкой с потенциальными работодателями.

В России другая тенденция. У нас не так много компаний, работающих в сфере автоматизации обучения. Зато периодически появляются инициативы, нацеленные на развитие контента. Например, в 2018 году HeadHunter сделал свою «Академию» –— агрегатор онлайн-курсов от разных провайдеров бизнес-образования. Согласно исследованиям, дистанционным обучением своих сотрудников все чаще интересуются не только крупные, но и средние компании. А это значит, что продуктов и решений будет все больше и больше.

Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Рекомендуемые материалы

Ксения Шереметьева
Микроменеджмент не пройдет: как перестать быть «контрол-фриком» и получить удовольствие от работы

Борьба с микроменеджментом — «новый черный» в практиках управления: с этим явлением воюют и в глобальных корпорациях, и в крошечных стартапах. И не зря: навязчивое патерналистское управление и стремление к тотальному контролю всех процессов стали настоящим red flag для соискателей. Опрос, проведенный в прошлом году Monster.com — крупнейшей в мире платформой по поиску работы и персонала, показал глубину катастрофы: 73 % работников считают микроменеджмент самой большой проблемой на рабочем месте, еще 46 % называют его причиной, по которой они покинут компанию. А как в этой ситуации вести себя тем, кто связывает работника и работодателя, — HR-агентствам и есть ли универсальные ответы на этот вызов, расскажет Ксения Шереметьева, операционный директор ГК Selecty, специализирующийся на рекрутинге и аутсорсинге ИТ-персонала.