Как бывшая китайская теннисистка зарабатывает больше Шараповой
В середине августа Forbes опубликовал ежегодный рейтинг самых высокооплачиваемых спортсменок мира. Его лидером третий раз подряд стала американская теннисистка Серена Уильямс. Мария Шарапова, возглавлявшая список до Серены на протяжении 11 лет, вернулась в топ-10 спустя год отсутствия: допинговый скандал негативно отразился на финансах российской теннисистки. В 2018-м Шарапова заняла пятую строчку рейтинга, заработав за год с июня 2017-го $10,5 млн — почти в два раза больше, чем за предыдущий отчетный период. Мария постепенно возвращает себе статус любимицы брендов, но пока ее доходы не дотягивают и до половины того, что спортсменка получала от спонсоров до дисквалификации.
И если бы рейтинг учитывал не только действующих спортсменок, Шарапова уступила бы и бывшей китайской теннисистке Ли На. Она завершила карьеру в 2014-м, но по-прежнему зарабатывает около $20 млн в год. Как ей это удается?
Ли На никогда не мечтала стать спортсменкой, этот выбор сделали за нее родители: «Они согласились, что я должна играть в теннис, но никто не побеспокоился о том, чтобы спросить об этом меня», — вспоминала теннисистка в интервью The New York Times в 2013-м.
По теннисным меркам Ли На начала заниматься поздновато — в 8 лет. Поначалу отец хотел, чтобы она пошла по его стопам и стала звездой популярнейшего в Китае спорта — бадминтона. На смене вида спорта настаивал один из тренеров: у девочки были слишком широкие плечи и недостаточно гибкие запястья для бадминтона, зато эти недостатки в теннисе превращались в преимущество. Свой первый профессиональный матч Ли На сыграла в июне 1999-го в китайском Шэньчжэне, когда ей было 17. Последний — в 2014-м на «Уимблдоне».
За 15 лет карьеры она выиграла девять топовых турнира, в том числе два из серии «Большого шлема» (2011, 2014), добралась до второй строчки мирового рейтинга (февраль 2014-го) и заработала $16,7 млн призовых. И всего этого она добилась первой из Китая. Статус одной из самых популярных спортсменок в стране с населением больше миллиарда человек не мог остаться незамеченным брендами.
Для многих компаний Ли На стала золотым ключиком к успеху на китайском рынке. В женском теннисе только фееричная Серена Уильямс и красотка Мария Шарапова заключали более крупные рекламные контракты. В 2011 году китаянка впервые выиграла турнира «Большого шлема», став чемпионкой «Ролан Гаррос», и получила сразу семь предложений на общую сумму около $50 млн.
Ее спонсорское портфолио стало похоже на элитный супермаркет. Часы — Rolex, минеральная вода — Kunlun Mountain, молочная продукция — Yili Group, тейпы — Spider Tech, электроника — Samsung, автомобили — Mercedes-Benz, страховые услуги — Taikang Life. В 2014 году, после победы на Australian Open, Ли На впервые попала в список Forbes 100 самых высокооплачиваемых знаменитостей с годовым доходом в $24 млн (85-е место). И лишь 23% этой суммы ($5,6 млн) китаянка заработала на корте, остальное добавили партнерские бренды. Столь эффективная конвертация спортивных результатов в рекламные контракты — во многом заслуга Макса Айзенбада из маркетинговой компании IMG, который стал агентом теннисистки в 2009-м (он же работает и с Шараповой). Еще в середине нулевых Ли На рискнула отказаться от поддержки китайской федерации тенниса и уехала тренироваться в Штаты. И не ошиблась.
Не прогадал и Айзенбад, подписывая соглашение с 27-летней теннисисткой со скромным резюме (два титула турниров WTA), мужем-тренером и репутацией мятежницы. Если в 2010-м ее финал на Australian Open (проигранный) в Китае смотрели 19 млн человек, то успешный полуфинал «Ролан Гаррос» в 2011-м — уже 116 млн. А в 2014 году в китайском аналоге твиттера Weibo у Ли На имела 23 млн подписчиков. Ее популярность в родной стране была так велика, что сделала популярным вид спорта — за время карьеры Ли На число играющих в теннис китайцев выросло в 15 раз, с 1 млн до 15 млн человек (для сравнения, в США постоянных игроков в теннис — 10 млн).
В 2014-м обострившая травма колена заставила 32-летнюю спортсменку оставить профессиональный тур. Но, кажется, ее имидж от этого только выиграл. Ли На стала больше времени проводить на родине, родила двоих детей и взялась за бизнес-образование. Еще в 2002-м спортсменка ставила карьеру на паузу ради учебы в университете (степень бакалавра по журналистике она получила в 2009-м), а сейчас заканчивает МВА в Пекине. Кроме того, Ли На активно участвует в социальной жизни страны. Так, в 2016-м она стала лицом турнира Wuhan Open в своем родном городе.
Даже после завершения карьеры Ли На остается любимицей китайцев. СМИ называют ее «матерью китайского тенниса», а молодежь «старшая сестра На» восхищает тем, что не побоялась бросить вызов системе и добилась успеха. Спортсменка, активистка, красавица, прекрасная жена и мама, Ли На — идеальная ролевая модель для любого сегмента аудитории. Бренды это понимают, причем как местные, так и глобальные. Например, Nike еще в 2009-м предложил спортсменке эксклюзивные условия, разрешив разместить на форме логотипы двух личных спонсоров. Taikang Life Insurance Co. платили за это китайской теннисистке $2,5 млн в год, а контракт с Mercedes-Benz предусматривал ежегодный гонорар, по данным разных источников, от $1,5 млн до $2,5 млн. Обе компании по-прежнему в числе партнеров Ли На.
Nike сотрудничает с теннисисткой до сих пор: эксклюзивная женская коллекция для китайского рынка появилась в продаже весной 2017 года. Контракт с Rolex тоже продолжается. Как и давнее партнерство с экипировщиком Babolat — скоро состоится премьера именной модели ракетки Ли На.
Американский производитель мороженого Haagen Dazs выбрал Ли На лицом своей кампании, когда в начале 2010-х решил выйти китайский рынок. Этот контракт приносил спортсменке более $1 млн ежегодно. В 2013 году многомиллионное двухлетнее соглашение с теннисисткой заключил австралийский оператор казино Crown Resorts Limited — так компания осваивалась в Азии. В 2015-м Ли На стала амбассадором производителя пищевых добавок Blackmores и заключила контракт с китайской ресторанной сетью Element Fresh, которая с тех пор регулярно обновляет посвященное спортсменке меню.
На пике карьеры Ли На зарабатывала на рекламных контрактах около $18 млн ежегодно. В 2016-м, по словам Макса Айзенбада, ее доход составил $20 млн. И, судя по всему, Ли На не собирается останавливаться на достигнутом.
Так, в планах на будущее строительство комплекса «Ли На Лэнд». В него войдет первая в Китае теннисная академия, а также отели, рестораны и спа-курорт. Основная сложность заключается в поиске подходящей партнерской школы, так как Ли На непременно хочет дать ученикам достойное общее образование.
Кроме того, продюсерский центр китаянки будет заниматься созданием реалити-шоу о жизни семьи Ли На. А уже в следующем году в прокат выйдет автобиографический фильм о спортсменке, созданный на основе ее мемуаров, опубликованных в 2014-м. К актрисе, выбранной на главную роль, Ли На относится с долей скептицизма: «Она много тренируется и уже набрала 15 кг, но все еще недостаточно сильна. Она не сможет показать мою мощь».
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна