Компания дня. Стартап Planet Labs, меняющий рынок съёмки из космоса

В августе 2015 года стартап Planet Labs, занимающийся созданием и запуском наноспутников для ежедневной съёмки поверхности Земли, попал в список 50 компаний — потенциальных «единорогов» (тех, чья оценочная стоимость составляет $1 млрд и больше). Его составила The New York Times. Основатель компаний «Даурия аэроспейс» и Astro Digital Михаил Кокорич в своей колонке в газете «Ведомости» объясняет , насколько это важно для космической сферы и рынка запуска малых спутников.

космос, спутник, стартап, компания

Planet Labs создана в 2010 году в Сан-Франциско и специализируется на запуске в космос небольших спутников — массой менее 10 кг. За четыре года компания привлекла почти $200 млн от 17 инвесторов, среди которых — контролирующий фонд Digital Sky Technologies Юрий Мильнер.

Кокорич пишет, что уже более десяти компаний, запускающих малые спутники, оценено инвесторами в суммы более $100 млн, а некоторых из них купили ведущие технологические компании. Эту тенденцию он объясняет войной за лидерство на рынке, который только что появился и размер которого «потенциально огромен». Он проводит параллель с рынком дронов, где уже появились свои «единороги». «То, что воспринималось как игрушка для любителей, очень скоро взорвёт рынок логистики, безопасности, правоохранительной деятельности. Удивительно, но на этом рынке лидируют совсем не американские компании, а китайские — компания DJI оценена почти в $8 млрд. Производитель летающих игрушек стоит дороже Евраза , Северстали , МТС!» — отмечает предприниматель.

Несмотря на то что качество съёмки маленькими спутниками ниже, чем традиционными, их размер и сравнительно небольшая стоимость позволяют запускать их в огромном количестве. Таким образом расширяется и сфера их использования. Например, их можно использовать в работе геосервисов. Только в США этот рынок является драйвером выручки компаний в $1,6 трлн. «У нас есть шанс не опоздать в космосе», — пишет Кокорин. — Для этого есть предпосылки: предпринимательские таланты, кадры, ореол романтики, столь важный для отчаянных безумцев, которые хотят сделать родину космонавтики родиной космических единорогов». Для этого, на его взгляд, не хватает экосистемы компаний, использующих космические данные для промышленности, сельского хозяйства, городских приложений, государства как крупного покупателя космических данных у частного бизнеса и венчурного капитала. «Не хватает ощущения нужности своей стране, которое постоянно испытывается проверками, лицензиями, недобрым вниманием правоохранительных органов. А самое главное — не хватает наших доморощенных Илонов Масков, которые станут примером для новых предпринимателей», — пишет он.

В комментарии к этому тексту в Facebook создатель стартапа LiveMap Андрей Артищев написал: «В России космос тема госкапитализма — Роскосмоса, ещё Поповкин [Владимир Поповкин — бывший руководитель Роскосмоса, умер в 2014 году] мне говорил несколько лет назад в Сколкове, что космос — не место для игрушек и стартапов, тут всё серьёзно!» На что Кокорич ему ответил: «Ну, конечно, у нас в России не Кремниевая долина, и её модели не годятся в наших условиях. Это просто нужно признать и строить на основании лекал просвещённых восточных деспотий — Южной Кореи, Китая, Казахстана. Но поддерживая не только друзей про принципу лояльности, а исходя из меритократического подхода — строя будущее с теми, кто может туда привести. А то мы задержались посередине, гов оря об инвестициях, венчурных фондах, а наше ближайшее (и, наверное, не самое худшее) будущее — это чеболи и продвинутый госкапитализм. Наверное, за это и надо бороться, поскольку альтернатива в виде Венесуэлы совсем не прельщает».

Источник: http://secretmag.ru/

0

Рекомендуемые материалы