Российские компании открывают корпоративные детские сады

детский сад В кризис «Хоум кредит банк», как и многие другие банки, был вынужден закрыть часть филиалов и сократить персонал. Но «Хоум кредит» не урезал затраты на корпоративный детский сад, который с 2011 г. существует в подразделении в Обнинске. Сад на 30 детей был создан, чтобы облегчить жизнь 2000 сотрудников контакт-центра банка, большинство из которых женщины. По словам Галины Вайсбанд, вице-президента «Хоум кредит банка» по управлению персоналом, открытие сада обошлось компании в сумму около 5 млн руб. и столько же она тратит на него ежегодно.

И это не благотворительность. Есть целый ряд причин, по которым детский сад компаниям необходим.

Чтобы мамы работали

Во многих регионах не хватает муниципальных детских садов и существуют очереди. Женщины с маленькими детьми – а это огромная часть рабочей силы – из-за этого не выходят из декретного отпуска. Компания либо должна создать им условия для работы, либо будет вынуждена завозить рабочую силу из соседних регионов, а потом еще тратиться на строительство общежитий. Второй вариант дороже, объясняет Павел Безручко, генеральный директор компании «Экопси консалтинг».

Но и в Москве, где ситуация с детскими садами лучше, компании пытаются себя подстраховать. Так, в московском офисе ABBYY открыли детскую комнату площадью около 40 кв. м для дошкольников и детей младшего школьного возраста, где можно поиграть с воспитателем. Наталья Новикова, замдиректора по персоналу ABBYY, говорит, что 70% работников компании – родители с детьми. Есть среди сотрудников и одинокие мамы, которым зачастую не с кем оставить дома ребенка. Для большой компании, подчеркивает Новикова, затраты на детскую комнату невелики – на закупки для детской комнаты тратится не более 60 000 руб. в месяц. Зато эффект налицо: родители маленьких детей легче планируют свое рабочее время и лучше работают. Становится понятно, почему «Хоум кредит банк» не хочет закрывать свой корпоративный детский сад. В случае закрытия корпоративного детского сада компания может потерять денег больше, чем нужно на его содержание, подчеркивает Безручко.

Борьба за квалифици­рованные кадры

В иных регионах речь идет не только о привлечении молодых мам на работу, но и о куда более масштабной проблеме – поиске и удержании дефицитных высококвалифицированных кадров, которые нужны производству. Например, завод компании «Эвалар» в Бийске Алтайского края с первых дней существования столкнулся с нехваткой квалифицированных инженерно-технических кадров в регионе. Изначально было ясно, что специалистов придется искать в крупных соседних городах – Омске, Новосибирске, Томске. Помимо неплохой для региона зарплаты в 25 000 руб. молодым специалистам предлагают хороший соцпакет, в том числе корпоративный детский сад. Если учесть, что 556 сотрудников, т. е. более половины работающих в компании, люди в возрасте до 35 лет, то детский сад – важная часть соцпакета.

Широкий жест

За пять лет производитель лекарств и БАДов «Эвалар» вложил в корпоративный детский сад более 200 млн руб. Немногие работодатели решаются на подобные затратные шаги.

Сад на 210 мест был построен «Эваларом» в 2008 г. Инвестиции компании в проект составили 76 млн руб., которые ушли на выкуп отданного под офисы помещения бывшего муниципального детского сада, его реконструкцию, оборудование детских площадок, строительство бассейна и спортзала, поиск и наем персонала, рассказывает Лариса Прокопьева, гендиректор холдинговой компании «Эвалар». Она говорит, что сейчас детский сад выделен в дочернее предприятие «Эвалара». Ежемесячные затраты на каждого ребенка – 10 000 руб., родители платят из них только 1600 руб. В сад могут попасть на коммерческой основе и дети, чьи родители не работают в «Эваларе». В таком случае плата составит 15 000 руб. в месяц. Всего компания тратит на детский сад 20 млн руб. в год. «Во многом благодаря нашему садику нам удалось привлечь квалифицированных работников для производства из Томска и Новосибирска, где тоже есть проблемы с муниципальными садами», – констатирует Прокопьева.

По данным пресс-службы «Эвалара», текучесть кадров в компании сократилась с 13,4% в 2012 г. до 7,1% в 2014 г. И немаловажную роль здесь, по мнению компании, сыграло наличие корпоративного детского сада.

Трудно решиться

В России пока мало корпоративных детских садов. Они есть только в отдельно взятых компаниях. Большинство работодателей не готовы инвестировать сейчас в персонал, говорят эксперты.

К тому же просчитать точный возврат инвестиций, вложенных в корпоративный сад, практически невозможно, утверждают в компаниях, опрошенных «Ведомостями». Как и все социальные проекты, это, по сути, безвозвратные вложения, утверждает Вайсбанд. Речь идет больше о косвенном улучшении бизнес-показателей: растет производительность труда, уменьшается текучесть кадров, улучшается моральный климат в коллективе. Однако у компании должно быть четкое представление, какую именно кадровую проблему она хочет решить с помощью корпоративного детсада и что именно улучшить, отмечают эксперты. Тогда и затраты окажутся оправданными.

Иногда сотрудники просят работодателя открыть детсад, а тот не убежден в полезности этого начинания – например, если ситуация с кадрами и зарплатами в компании благополучна и без всяких социальных проектов. «Наши сотрудники выразили пожелание создать корпоративный сад в компании. 130 человек высказались «за». Мы изучили вопрос и поняли, что качественный детский сад недалеко от офиса будет стоить примерно 40 000–50 000 руб. в месяц на одного ребенка. Детский сад, безусловно, очень дорогая, но ценная для сотрудников льгота. Пока мы прорабатываем вопрос», – рассказывает Ольга Згурская, директор по персоналу SAP.

Профессиональный «садовник»

Сам процесс организации детского сада, который предполагает получение разрешений в Санэпиднадзоре и Роспотребнадзоре, весьма обременителен. Поэтому все большее количество компаний не хотят заниматься этими хлопотами сами и перекладывают их на плечи специальных провайдеров – компаний, целенаправленно занимающихся открытием корпоративных и частных детских садов. «Несмотря на кризис, в этом году мы получили больше заказов, чем получали в предыдущие годы», – констатирует Ксения Лобанова, основательница компании по созданию детских садов Sunrise Child Care. Ее компания может организовать детский сад за короткий срок в 2–4 месяца. Создание одной группы на 20 детей обходится заказчику в среднем в 5 млн руб. В корпоративном детском саду часто используется методика Монтессори, так как она предполагает разновозрастную группу, что удобно для компании с небольшим количеством детей.

В Москве содержание каждого ребенка в корпоративном саду стоит около 50 000 руб. в зависимости от условий, графика работы и дополнительных услуг. Однако не каждый работодатель готов тратить на работников столь большую сумму, тем более в кризис. Часто компании пытаются снизить свои расходы тем, что компенсируют 50% затрат, а остальное платят родители, рассказывает Лобанова.

Места в обмен на поддержку

Самое трудное, говорит Згурская, найти в Москве подходящее помещение, так как государственные стандарты в отношении помещений детских садов строгие: они должны находиться в зеленой зоне и соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам. Однако офис компании расположен в районе метро «Павелецкая», где зелени не много, а цена аренды недвижимости высока. В попытке решить проблему SAP обращалась за помощью в мэрию. Однако помещения, предложенные для рассмотрения, оказались далеко от центра, поэтому не подошли – сотрудники не смогли бы возить детей так далеко от работы и дома, сожалеет Згурская.

В регионах, однако, компании легче находят общий язык с властью и за счет этого снижают свои затраты. Есть немало городов, где корпоративные детские сады создают градообразующие предприятия, как, например, «Эвалар». Такой сад становится вкладом компании в инфраструктуру города, поэтому власти могут предоставить субсидии на его содержание, замечает Марк Ровинский, советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», который знает юридические тонкости открытия корпоративных детских садов. Взамен власти часто просят предоставить определенное количество мест в саду городским детям, чьи родители не работают в компании. По словам экспертов, компании всегда важно заручиться поддержкой местных властей и детский сад – один из способов решения проблемы. И компания, которая все же решается завести свой садик, выигрывает, несмотря на неясные перспективы возврата инвестиций, потому что и производительность труда повышает, и выстраивает хорошие отношения с властями.

Источник: http://www.vedomosti.ru/

0

Рекомендуемые материалы

Юлия Глухова
Корпоративная культура требует перемен: как понять, что пора меняться?

Согласно исследованию Массачусетского технологического института, в компаниях с безупречной репутацией и здоровой корпоративной культурой отмечается текучесть кадров ниже средней. Опрос среди сотрудников американских компаний показал, что токсичная корпоративная культура является одной из главных причин увольнений. Данный фактор опережает даже низкий уровень зарплаты. Люди готовы работать за меньшие деньги, но в более приятной обстановке. На российском рынке труда львиная доля (41%) увольнений происходит из-за постоянного стресса и выгорания на работе.

Чтобы сократить печальную статистику, необходимо объективно оценить обстановку в компании и начать действовать. Какие основные этапы придется пройти компании на пути трансформации корпоративной культуры? С какими трудностями придется столкнуться? Как донести новые ценности до сотрудников? Об этом расскажет директор по маркетингу и коммуникациям «Ингосстраха» Юлия Глухова, которая лидирует изменение корпоративной культуры в компании.