Жидкое лидерство, креатив и дисциплина. Какое будущее ждет компании
Если вы не инновационная организация, вы умрете. Такое будущее компаний представлено в исследовании, проведенном в рамках проекта «Культура инноваций». Почему на смену традиционному управлению идут жидкое и нравственное лидерство, в кого превратится сотрудник будущего, каким станет сервис и как выжить в новых условиях, порталу HR-tv.ru рассказала автор исследования, специалист по организационному развитию Елена Черникова.
- Елена, в своем исследовании вы обрисовали ближайшее будущее организаций, и вы мало кому оставили шансы выжить. В мире, где продукты и услуги будут появляться и исчезать в течение одного дня, кто останется на плаву?
- Да, действительно вопрос выживания приобретает другие аспекты. Трансформации становятся залогом жизнеспособности людей и компаний. То есть способность создавать новые продукты и услуги, находить максимально эффективные решения и прорывные инструменты больше не являются дополнительными, вспомогательными способностями, а становятся основой многих систем.
Мы изучали этот аспект и увидели, что именно инновационные компании умеют это делать, и мы можем у них этому научиться.
Читайте также: Как дети, ей богу. Как управлять самыми умными
- Креативные профессии, сказали вы, будут преобладать к 2050 году. Но сервис будет всегда, и там немного места креативу. Как преобразится обслуживание?
- Я думаю, что сервис, с одной стороны, будет в геометрической прогрессии уходить в автоматизацию. Мне не нужен сервис каждый раз, когда я собираюсь купить бутылку воды.
С другой стороны, он будет становиться все более интересным, особенным и персонализированным, так как не имеет смысла оставлять человека там, где он не несет какой-то особенной, эмоциональной ценности. И тут креативность, творчество и оригинальность будут окупаться.
- Сотрудник будущего – это пирсингованная, татуированная личность – традиционный дресс-код канет в лету?
- Нет. Сотрудник будущего – это более осознанный и целостный человек. Мы учимся принимать различия друг друга и избавляемся от социальных рамок, учимся быть собой.
Скорее наоборот: пирсинга и татуировок будут меньше, потому что это протест. А зачем протестовать там, где вас не ограничивают?
- Люди будут делать, что нравится, у каждого будет право на сознательную ошибку, офисы будут соревноваться в нестандартном подходе и к оформлению, и к организации работы?
- Не думаю, что это возможно в полной мере, но мы туда стремимся, это да. Все эти факторы взаимосвязаны и создают среду для экспериментов и инноваций.
Многие компании уже сегодня позиционируют себя таким образом.
Читайте также: "Каждому руководителю нужен коуч, а каждой компании – руководитель-коуч"
- Наряду со свободной нестандартной атмосферой – все-таки дисциплина? Не заглушит ли дисциплина креатив?
- Как бы странно это ни звучало на первый взгляд, но дисциплина очень сильно помогает креативу. Ограничения и рамки способны помочь раскрыть творчество и, что самое главное, добиться результата.
Представьте себе три состояния воды: лед – это стабильность – его сложно переместить, надо сначала привести в жидкое состояние. Газ – это творчество. Но, если не создать рамки, он просто разлетится.
- Вы применили понятие жидкое лидерство. Все, эра традиционных начальников закончилась?
- Да, как и старые системы управления. «Жидкое лидерство» – это лидерство очень гибкое, трансформационное, разделенное между всеми участниками. Это скорее наставничество и экспертиза, чем приказы и управление ресурсами.
Новые творческие задачи требуют вовлеченности людей. А это значит, мы уходим от работы, когда люди «сдают себя в аренду» за вознаграждение. Они хотят понимать, на кого и почему они работают, какие цели преследуют. Поэтому второе направление, к которому стоит присмотреться – это нравственное лидерство, построенное на человеческих ценностях.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?