Универсальное решение для автооплаты

Проект представляет собой инновационное программное обеспечение и является собственной разработкой Сбера в рамках импортозамещения и использования ИИ. Его цель - автоматизировать процесс оплаты счетов и сопровождения договоров и оптимизировать управление внутрихозяйственной деятельностью.

Продукт при соответствующей адаптации станет незаменимым инструментом для компаний, стремящихся повысить эффективность своей работы и снизить затраты на её выполнение.

Суть проекта

Созданный Сбером проект «Универсальное решение для автооплаты» позволил внести вклад в импортозамещение вендорского ПО.

Разработанное IT-решение включило в себя лучшие практики создания и функционирования подобных систем, в частности, распознавание текстовых документов с помощью ИИ, разнесение суммы к оплате по объектам учета и автоматическое формирование системных документов на оплату.

Пользователи получили удобный и интуитивно понятный инструмент, который ориентирован не только на работников с высоким уровнем подготовки, но и на новичков. Для получения любых консультаций по программе создана служба технической поддержки.

Для улучшения клиентского пути реализован принцип участия пользователя только при отклонении, для решения которого необходимо выполнение операций вне АС. Сам проект реализовывался в методологии Agile, что позволило выполнить его в кратчайшие сроки, а также гибко управлять процессом разработки, тестирования и внедрения.

Задачи проекта

Основной бизнес-задачей проекта стало сокращение трудозатрат и времени на оплату.

Из-за введения санкций и ряда недостатков имеющихся решений Сберу потребовалось новое импортозамещающее IT-решение, которое обеспечило бы решение ряда проблем:

  • большое количество простых монотонных однотипных операций в нескольких АС,
  • отслеживание «вручную» сроков предоставления, полноту комплекта и ошибок в документах на оплату, полученных от контрагента,
  • внесистемное ведение части аналитики на бумаге.

Реализация проекта

В 2021 году командой проекта были начаты работы по проработке технических решений и уже в 2022 году стартовала тестовая эксплуатация на ограниченном количестве договоров для стабилизации IT-решения.

Универсальное решение для автооплаты было тиражировано на сети Сбера в середине 2023 года.

В ходе реализации проекта была разработана бизнес-платформа, которая позволяет гибко подключать новые продукты, разработанные в рамках импортозамещения вендорского ПО.

Одним из компонентов платформы является подсистема автоматизированной оплаты коммунальных услуг. Данная подсистема автоматически распознает свойства загруженного документа, сверяет их с имеющимися данным в системах банка и проводит факторный анализ выявленных отклонений. В случае отсутствия отклонений подсистема автоматически генерирует системные документы для оплаты и подает их в бухгалтерию. А в случае наличия отклонений, используя гибкую систему формирования бизнес-процессов, ­- генерирует задачу на ответственного исполнителя для устранения отклонений.

Для прогнозирования потенциальных рисков получения штрафных санкций была разработана подсистема анализа и мониторинга финансовых показателей по оплатам оперативных и капитальных расходов банка. Данная подсистема включает в себя интерактивные дашборды, которые строятся на основе обработки большого пакета данных по договорам всего банка. Дашборды интеллектуально перестраиваются в зависимости от роли пользователя.

В ходе работы над проектом Сбер использовал самые современные технологии и подходы к разработке программного обеспечения. Использование микросервисной архитектуры и модульного федеративного подхода дало Сберу возможность разрабатывать различные компоненты системы независимо друг от друга. Это значительно ускорило процесс разработки и тестирования.

Результаты проекта

На сегодняшний день функционал универсального решения по автооплате договоров позволяет осуществлять платежи по оплате коммунальных услуг по всей сети Сбера, что составляет 60% от общего объема платежей. Экономия составила 241 млн рублей в год.

Это экономически целесообразное решение, позволившее перераспределить часть штатной численности от исполнения монотонных однотипных операций на более важные и критические направления с точки зрения бизнеса, а также начать процесс импортозамещения по части, касающейся сопровождения договоров.

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы