Трудоголизм и Work&Life Balance: основы сосуществования
Даже если вы неисправимый трудоголик, Work&Life Balance достижим. Почему именно дисциплине отводится главная роль в вашей картине противостояния работы и личного, с кого в компании надо начинать замеры удовлетворенностью жизнью и как, наконец, увидеть улыбки на лицах окружающих? На эти вопросы портала HR-tv.ru ответила Наталия Ечкалова , кандидат экономических наук, доцент, директор по обучению и развитию персонала Страховой компании "Согласие".
- Work&Life Balance: что хотелось бы в идеале и что в компаниях на самом деле?
- Хотелось бы приходить в офис и видеть каждый день улыбающихся, спокойных и сконцентрированных на важных задачах людей. Причем я говорю о любом офисе, о любой организации, в которую мне по роду моей деятельности преподавателя и психолога приходится заходить.
На самом деле чаще всего встречается такая картина: на ресепшн молоденькая сотрудница не улыбается, а требует паспорт. В это время охранник подозрительно смотрит и оценивает, не представляю ли я угрозы. В лифте никто не здоровается, все смотрят в свои мобильники. Когда поднимаешься в приемную, секретарь из последних сил натягивает на лицо улыбку и как бы говорит всем своим видом: "Когда же закончится этот бесконечный рабдень?" Меня просят подождать, пока освободится топ-менеджер. Я вежливо отхожу подальше от его двери, потому что она открыта, и слышно, как он торопливо раздает указания вбегающим в нее сотрудникам. Они даже не смотрят на меня, проходя мимо, уставившись в свои бумаги или телефоны. Стараюсь не слушать, но слышу, разумеется, как он раздражен, как нетерпеливо передвигается по кабинету широкими шагами. И его сотрудники точно такие же, в таком же настроении и таком же ритме. Они понесут этот бешеный ритм и это настроение в свои кабинеты, к своим коллегам и подчиненным, к своим клиентам…
А я постараюсь сегодня затронуть с уставшим топ-менеджером тему управления временем и стрессом. И, возможно, уже завтра этот офис станет чуточку другим…
Читайте также: Как вернуть Work & Life balance и не испортить отношения с начальством
- В чем причины описанных вами несоответствий, как вы считаете?
- Мир, в котором мы живем, очень изменился: политические, экономические, социальные и технологические события происходят быстро, их сложно предугадать. Еще в 90-е годы американские военные сформулировали термин VUCA в качестве характеристики новой реальности и новых условий ведения войн в непредсказуемом мире "без правил". Акроним VUCA означает Volatility/Нестабильность, Uncertainty/Неопределенность, Complexity/Сложность и Ambiguity/Противоречивость. Термин подхватили бизнесмены, которые между волнами кризисов ищут объяснение тому, почему больше не получается планировать, прогнозировать и поддерживать стабильность в корпоративном мире.
В условиях VUCА-мира практически все трансформационные процессы приобретают радикальный характер и затрагивают все уровни: макроэкономический (на уровне изменений внешних условий бизнеса), микроэкономических (на уровне компаний), индивидуальный (на уровне изменения поведения сотрудников). Разумеется, VUCA-мир принуждает нас жить в постоянном стрессе!
Стресс-факторы возникают везде: и в личной, и в профессиональной жизни человека. Они затрагивают его здоровье, его финансовое благополучие, заставляют отказываться от многих удовольствий и даже саморазвития. Внутренний психологический баланс нарушается у каждого отдельного сотрудника, у целого коллектива и распространяется на компании, сообщества и страны.
Проблема дисбаланса работы и личной жизни – это уже давно мировая проблема.
- Что рекомендуете сделать, чтобы сократить разрыв между мечтой и реальностью?
- Рекомендую работу с замером стресс-факторов начинать с топ-менеджмента . Как правило, именно у них уровень стресса самый высокий. Поработав с управлением эмоциями и стрессом, а также дисбалансом работы и личной жизни у топов, можно дальше каскадировать эту работу на средний и линейный менеджмент, а далее – на рядовых сотрудников. Такие проекты уже давно ведутся в Германии, например, как в крупных, так и в средних компаниях. Замеры удовлетворенностью своей жизнью и уровня стресса через полгода после описанной мной работы, всегда показывают положительную динамику не только в work&life balance, но и в повышении производительности труда и эффективности работы компании.
Персонально каждому сотруднику мой совет – начните с приведения в порядок собственных мыслей! Учитесь мыслить позитивно , потому что мы – это наши мысли. Двигайтесь – с движением из крови уходят гормоны стресса. Общайтесь с приятными вам людьми, слушайте любимую музыку, высыпайтесь и обязательно отдыхайте! Суть баланса в том, чтобы и работы, и отдыха, и любви, и здорового образа жизни, и времени на развитие и обучение в вашей жизни было достаточно. А если сомневаетесь, что успеете – для начала займитесь тайм-менеджментом.
- Какие примеры успешного соблюдения баланса встречались в вашей практике?
- Среди моих друзей и коллег много тех, кто всё успевает: утром они с радостью идут на работу, а вечером публикуют фотографии на Фейсбуке с концерта в Зале Чайковского или из театра Моссовета. При этом они счастливы и в личной, и в профессиональной жизни. Они живут полной жизнью, наслаждаясь каждым моментом.
Но за этой кажущейся легкостью бытия лежит большой труд! Все, кто соблюдает Work&Life Balance, на самом деле прекрасно понимают, что баланс может растаять на глазах, если перестать дисциплинированно работать над собой. Они думают о себе и своем месте в этом мире системно, стараясь удержать баланс. И они стараются действовать таким образом, чтобы его не разрушить.
Читайте также: Как совместить 24/7 работу и личную жизнь
- Что с Work&Life Balance в вашей жизни?
– К сожалению, вынуждена признать, что сама я неисправимый трудоголик. Работа для меня всегда была на первом месте: начала работать в 15 лет, потом закончила вуз и сразу пошла работать в бизнес и одновременно преподавать в вуз по совместительству. По сей день продолжаю совмещать бизнес и преподавание в вузе.
Серьезно темой соблюдения баланса личной и профессиональной жизни я занялась в прошлом году, когда познакомилась и прошла лицензирование по методике "Пути выхода из стресса" у гуру немецкого стресс-менеджмента Михаэля Хильгерта.
Проанализировав свою жизнь, я впервые задумалась над тем, что могу быть более эффективна, если буду регулярно отдыхать, больше двигаться (желательно на свежем воздухе), слушать любимую музыку, общаться с близкими и друзьями. Вот уже год, как я соблюдаю эти правила, и мне больше не приходится принимать успокоительные, когда случаются стрессы на работе или дома. Жизнь стала гармоничнее и счастливее.
А я стараюсь на всех своих обучающих мероприятиях как преподаватель затронуть тему Work&Life Balance и не перестаю удивляться тому, как глубоко коллеги готовы погружаться в эту тему, как она им важна и полезна. И я замечаю постепенные изменения к лучшему: в улыбках сотрудников, в их приветственных словах, в их меняющемся отношении к делу, к жизни вообще и самому себе.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?