3D-помощники в деле обучения персонала
Что делать, если дорогостоящее оборудование устаревает в момент его поступления, а цифровые копии заводов не успевают за настоящим предприятием? Обучать персонал в виртуальной реальности с помощью 3D-тренингов! Именно такое решение предлагают в ООО «Интерактивные лаборатории». О своем проекте и о том, как преодолеть недоверие к 3D-моделям, порталу HR-tv.ru рассказал Артём Санин , PR-директор компании.
Компания претендовал на бизнес-премию WOW!HR в номинации Level Up.
О проектах и задачах
Компания участвовала в создании нескольких лабораторий нового корпоративного университета производственной организации. При работе над первыми проектами основной акцент ставился на возможность обеспечения практико-ориентированного обучения и подготовке “инженера-творца” для развития промышленной компании – средствами тренировок в виртуальной реальности.
Читайте также: Билайн: DesingYourFuture. Kids – это взгляд на образование будущего
Почему 3D и виртуальная реальность?
1. Возможность быстрого изменения программ обучения. Использование 3D-технологий и виртуальной реальности, позволило нашей компании разработать универсальный “Конструктор”, который позволяет легко изменять программы обучения и создавать новые образовательные сценарии для сотрудников любых компетенций, что позволяет непрерывно совершенствовать образовательный процесс и составлять индивидуальные образовательные траектории для каждого сотрудника.
2. Обесценивание лабораторного оборудования в связи с быстрым техническим прогрессом. Как правило, новое дорогостоящее оборудование для лаборатории или образовательного центра устаревает уже в момент поставки. В отличие от реального оборудования, виртуальный тренажер со встроенным “Конструктором” может быть быстро перестроен, в соответствии с последними версиями оборудования. Что позволяет обучать персонал на “своем” оборудовании, а не на аналогах, без дополнительных вложений в материальную часть.
3. Переход к 3D-SCADA системам Мы реализуем механизм управления реальным оборудованием с помощью 3D-модели, что полностью соответствует модели Индустрия 4.0 и в будущем позволит удаленно управлять как отдельным оборудованием, так и целыми заводами, что существенно сократит затраты на персонал и повысит безопасность на участках производства, связанных с риском для здоровья и жизни.
4. Обучение персонала действиям во внештатных ситуациях с полным погружением. На реальном оборудовании сложно смоделировать такие ситуации, как короткое замыкание или возгорание. С помощью тренажёра в виртуальной реальности можно моделировать любые экстренные ситуации в реальном производственном пространстве и обучать персонал правильным последовательностям действий.
5. Командировки, связанные с обучением Как правило, представительства крупных компаний в регионах географически разбросаны и удалены от учебного центра, таким образом работники не всегда имеют возможность посещать курсы повышения квалификации. Одна из задач, которую мы перед собой поставили - реализовать возможность удалённого доступа к лаборатории.
Подготовка
Подготовка к проекту включала в себя несколько этапов:
- Предпроектное исследование;
- Обсуждение с заказчиком необходимого функционала (список сценариев);
- Осмотр местности, создание фото-, видеоматериалов.
Команда включала в себя следующие компетенции:
- CEO;
- DBO;
- Специалисты по 3D-моделированию;
- Unity программисты;
- WEB программисты.
Количество членов команды изменялось в зависимости от конкретных задач и сроков на различных этапах проекта.
Трудности
1. Предприятие - живой инструмент , в нём нет ничего статичного:
Часто на момент приемки 3D-тренажеров, по конкретной должностной инструкции, которая действует на предприятии, становятся видны неточности самой инструкции ввиду наглядности виртуального мира, и начинается циклическая корректировка технического задания.
Необходимо осуществлять несколько итераций, пока не получится тот сценарий, который соответствует реальности, для той или иной компетенции.
2. Еще одна трудность связана с инновационностью технологии:
У сотрудников есть недоверие к 3D-моделям, потому что нет практики работы с ними в рамках серьёзных задач. Как правило, присутствует опыт взаимодействия с 3D-играми, но с точки зрения профессионального обучения опыта нет. Присутствует некие барьер восприятия на серьёзном уровне, но после первых проб отношение меняется и становится очевидна ценность данной технологии.
Неожиданности
Главной неожиданностью стала обширная область применения выбранной нами технологии. После того, как первые проекты были реализованы, результаты легли в основу создания многофункциональной платформы, возможности применения которой мы открываем для себя до сих пор.
Например, нас очень заинтересовал тот факт, что организация деятельности обучаемого в виртуальной реальности дает возможность создавать практически любые проекты. Виртуальная реальность не ограничивает студента в творчестве и полностью воплощает принцип проектного обучения.
А связь 3D-моделей с математическими моделями дает возможность проводить с помощью виртуальной реальности настоящие научные исследования. 3D-модель, согласно любым заданным характеристикам.
Также нас очень вдохновили исследования, которые доказывают, что человек в 3D-пространстве способен, как в реальной жизни, запоминать алгоритмы действий и закреплять двигательные рефлексы. После прохождения тренингов в виртуальной реальности человек подготовлен к окружающей действительности объекта тренировок.
На одной из выставок мы также выяснили, что наши тренажёры возможно соединить с биометрическими показателями человека и проводить тренинги с учётом психологического состоянии обучаемого.
Читайте также: Как индустрия гостеприимства дистанционно обучает персонал
Первые итоги
С внедрением технологий 3D и виртуальной реальности процесс обучения стал интереснее и качественнее. Обучаемые получили возможность практической работы с оборудованием еще на этапе обучения, в том числе возможность работы в чрезвычайных ситуациях. Такое обучение на выходе даёт специалистов качественно нового уровня.
Такие специалисты уже не просто готовы выполнять свои должностные инструкции, а способны правильно реагировать на нестандартные ситуации и успешно справляться с задачами на объектах или участках, недавно введенных в эксплуатацию.
Результаты
Проект показал перспективу интеграции технологий виртуальной реальности с различными производственными процессами и системами, а также высокий потенциал подобного рода обучения – недалек тот день, когда обучение персонала с помощью 3D станет массовым.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?