Я лучше смартфона. Как поднять свою рыночную стоимость
Оцените себя как товар – насколько дорого вас можно "продать", как правильно преподнести и что сделать для того, чтобы вы оказались у лучшего "покупателя"? Своими советами с порталом HR-tv.ru поделилась Наталья Сторожева , преподаватель Русской школы управления, эксперт в области управления персоналом.
Это очередной материал колонки РШУ.
- Изменить свою стоимость на рынке - реально ли это?
- Безусловно, да. Но необходимо отдавать себе отчет в том, что действительно увеличить свою рыночную стоимость и изменить цифру ожидаемого вознаграждения в своем резюме – это разные вещи. Рост рыночной стоимости – это ситуация, когда вчера практически любой работодатель был готов платить вам 100 рублей (условно), сегодня вы легко найдете работу за 200, а завтра вам каждая вторая компания будет предлагать 300. Многие думают, что достаточно просто немного увеличить цифру ожидаемого вознаграждения в своем резюме и прийти к новому работодателю.
А дальше все просто: коммуникабельность, личное обаяние, успешное собеседование, и вопрос решен: сама собой зарплата выросла на 15-20%. Такие истории бывают, особенно на старте карьеры и в "дефицитных" специальностях, но на это нельзя рассчитывать как на постоянную и гарантированно-результативную стратегию.
Читайте также: Ужасно неприличные ноги! Самые смешные упреки руководства
- Практически каждый работающий человек хочет зарабатывать больше. Но одного желания, как правило, мало. Какие практические действия необходимо предпринять?
- Во-первых, надо точно оценить свою текущую рыночную стоимость в настоящий момент. Для этого желательно абстрагироваться от конкретной ситуации, от компании, в которой вы работаете, взаимоотношений с руководством, привязанности к коллективу, удобному маршруту от дома до места работы и посмотреть на все это несколько обобщенно и со стороны. Это поможет перейти к оперированию абстрактными понятиями.
Во-вторых, необходимо на некоторое время стать маркетологом своей собственной карьеры, посмотреть на себя как на продукт, который нужно продать на рынке как можно дороже. Для этого желательно оценить свою профессиональную деятельность в классических "маркетинговых" категориях: "рынок", "конкуренция", "свойства товара", "продвижение", "цена".
В третьих, по результатам этой оценки у вас сложится общая картинка положения дел, и вы сможете построить стратегию дальнейшего продвижения себя, наметить план конкретных действий. Важно понимать, что изменение своей рыночной стоимости – это достаточно длительный процесс, требующий тщательного планирования, системной работы над собой, терпения и настойчивости.
- Какие категории или критерии необходимо оценить в первую очередь?
- Рынок . В какой сфере, отрасли вы работаете? Она развивается, растет или сокращается? Какие основные тенденции? Цена товаров или услуг в этой сфере увеличивается или уменьшается? Например, еще пару лет назад услуги такси стоили достаточно дорого, особенно поездки в аэропорты. А сейчас, с появлением таких интернет-сервисов, как Uber, "Яндекс.Такси", Get Taxi и других, цены на услуги упали в разы. Таксисты приуныли, ведь их заработки тоже существенно снизились. И это объективная рыночная ситуация, а не история отдельно взятого водителя.
А вот в сфере IT наблюдается интенсивный рост: открываются новые компании по разработке программного обеспечения, различных мобильных приложений, игр и развлекательного контента. Соответственно, программисты становятся все более востребованными, их зарплаты продолжают уверенно расти вне зависимости от экономических кризисов.
Конкуренция. Сколько людей работает в вашей сфере? Как долго нужно учиться, чтобы освоить профессию? На сколько интенсивен приток специалистов в отрасль? Есть ли давление со стороны смежных отраслей или регионов? Например, в конце 90-х годов на рынке существовал дефицит юристов, экономистов, бухгалтеров. Эти профессии считались хорошо оплачиваемыми и при этом "чистыми", комфортно-офисными. Спрос породил предложение, и тысячи юношей и девушек в течение десяти последующих лет массово шли учиться на юристов и экономистов. Факультеты по обучению этим специальностям открыли все вузы, даже технические или творческие.
За десять лет огромное количество выпускников с соответствующими дипломами вышли на кадровый рынок, и возникла ситуация избыточности. Эти профессии престали быть высокооплачиваемыми и престижными, средние заработные платы снизились более чем на 20-30%. К сожалению, многие выпускники так и не смогли найти себе работу по специальности.
Читайте также: 10 причин задуматься, прежде чем идти в HR-ы
Свойства товара . Вспомните, как вы покупаете товары или услуги. Насколько для вас важно улучшение объективных свойств товара? Например, у новых телевизоров лучше разрешение, у машины сильнее и экономичнее двигатель, у телефона больше функций, заказ пиццы через приложение позволяет получить ее быстрее, а заплатить меньше. Это приятно, и мотивирует вас обновлять привычные вещи ради эффективности и комфорта. Работодатели мыслят также. Они меняют сотрудников, потому что хотят получить более энергичный, мотивированный, образованный и опытный персонал.
Исходя из этого, необходимо постоянно улучшать свои "товарные свойства": изучать новые программы и технологии, повышать квалификацию, совершенствовать профессиональные знания. Например, уровень заработной платы рядового секретаря в Москве – это 40-45 тысяч рублей. Секретарь со знанием делопроизводства и основ бухгалтерского учета – это уже 50-60 тысяч. А если к этому добавить свободный английский – то заработная плата будет начинаться от 70 тысяч.
- Не кажется ли вам такой подход несколько циничным? Не каждый готов сравнивать себя с телевизором.
- Вы во многом правы. Далеко не все можно измерять в "товарно-денежных категориях". Есть такие тонкие понятия, как "призвание", "преданность коллективу", "командность". Но если мы говорим о повышении рыночной стоимости, то одним из самых ярких примеров ее формирования и повышения являются смартфоны. Сопоставьте их примерную себестоимость (данные легко найти в открытых источниках) и стоимость на полках магазинов. Она различается на порядок!
При этом спрос на продукт постоянно растет. Это пример блестящего маркетинга. Сделайте из себя, как из специалиста, супер-смартфон: функциональный, стильный, востребованный и продайте себя по максимально-возможной цене без всяких скидок и акций. Успешных вам продаж!
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?