Современный учебник – это уже совсем не то, что вы думаете
Учебник сегодняшнего дня – это уже далеко не одна книжка, а «комплект взаимосвязанных учебных пособий, сервисов и цифровых образовательных технологий». Какие изменения уже произошли в образовательных учреждениях России и чего ждать в дальнейшем? На эти вопросы порталу HR-tv.ru ответила Екатерина Латыпова , директор по цифровым коммуникациям корпорации, специализирующейся на учебных пособиях, спикер двенадцатой сессии методического семинара Корпоративного университета Сбербанка по инновационным образовательным технологиям.
Учебник в тренде
Учебник, как и классно-урочная система, в ближайшие десятилетия будет оставаться самым массовым средством проведения учебного процесса. При этом, на мой взгляд, уровень критики к учебникам будет снижаться.
Читайте также: Тренды и перспективы корпоративного образования в России
По своей форме, это книга, но в отличие от художественного произведения ее сложно читать последовательно. Учебник нужно видеть во всем объеме его содержания – научных знаний и фактов, которые благодаря продуманной методике становятся доступными с точки зрения психологических и возрастных особенностей учащихся. Учебник создан для учеников, но находится в руках учителя, который понимает, как с помощью базового навигатора знаний объяснить детям устройство мира и человека в этом мире.
Учебник сегодня и завтра
Ограниченные требованиями СанПиНа (например, вес учебника, его размеры), минимальными требованиями к объемам знаний и количеству часов, которые заложены в нормативных документах Минобрнауки, в рамках оказываются и автор учебника и издательство и, в конечном итоге, учитель с учеником.
С целью расширить обозначенные рамки создаются дополнительные учебные пособия в печатных и электронных формах. Последние десятилетия обозначены переходом от учебника к учебно-методическому комплекту, а теперь и к цифровой образовательной среде, в которой учебник в печатной или электронной форме становится ключевым элементом, своего рода «отправной точкой» по организации образовательного процесса.
Таким образом учебник становится много больше, чем одно издание. Это комплект взаимосвязанных учебных пособий, сервисов и цифровых образовательных технологий. Они делают урок и подготовку к нему интереснее, поскольку в пространстве даже одного предмета объяснять новую тему можно в разном темпе и на разном уровне погружения в учебный материал.
Ученики, которым достаточно знаний на базовом уровне, работают с одним набором заданий и сервисов, а изучающие предмет на углубленном уровне – с другим.
В то же время возрастет роль именно электронной среды и сервисов: они дополняют контент учебника и открывают новые возможности для реализации интересных форм взаимодействия, например, реализуют технологии смешанного обучения .
Скорость появления и развития цифровых образовательных проектов в привязке к учебникам велика. Многие продукты уже показывают высокую степень востребованности: Интернет-ресурс « ЯКласс » и онлайн-платформа Учи.Ру проверяют знания учеников по сотням тысяч заданий, цифровая образовательная платформа LECTA предоставляет электронные версии учебников и сервисы для проведения разных видов учебных занятий и контроля знаний, МЭО (Мобильное электронное образование) представляет цифровую образовательную среду как альтернативу или качественное дополнение форматами работы для обычной школы.
Учебник уже больше чем учебник
Теперь настало время для появления регламентов оценки качества и эффективности цифровых образовательных решений, частоты их обновления, как сегодня существует э кспертиза содержания учебников, проводимая специалистами РАН и РАО. Наша корпорация, к слову, проводит дополнительную экспертизу по собственной инициативе в профильных организациях, нашими партнерами сегодня выступают РГО (Русское географическое общество), РВИО (Российское военно-историческое общество).
Такое объединение усилий авторов, издателей, экспертных организаций и педагогического сообщества поможет нам создавать и работать с качественными учебниками. С учебниками настоящего, поскольку живем мы в настоящем, «сложном мире» и воспитываем «сложного человека» здесь и сейчас.
Читайте также: Век живи – век учись, или Что читают для карьеры?
И учебник по своей сути становится больше, чем инструмент, с помощью которого дают новые знания: он неотрывно связан с новыми сервисами, которые появляются вокруг него, помогает учителю развивать активную деятельность школьника, формировать его мотивацию, открытость миру и обществу, а также понимание того, что на большинство вопросов нет единственно верного ответа.
Тема образования будет обсуждаться на двенадцатой сессии методического семинара Корпоративного университета Сбербанка по инновационным образовательным технологиям - «Адаптивное обучение: за персонализацией будущее?» , которая состоится 28 ноября 2017 года.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?