Совместный бизнес – дружбе смерть?
А до бизнеса дружили… Так ли близки к действительности страшилки про рассорившихся друзей? Кто главный страдалец в таких деловых отношениях и есть ли шансы у дружбы выжить? В причинах деловых трений друзей-партнеров разбиралась управленческий консультант Светлана Емельянова.
Партнеры должны понимать, что у них 50 на 50. Не только в смысле долей, но и в смысле вероятности сохранить свои дружеские отношения. 50% вероятность того, что друзья расстанутся навсегда со страшными обидами друг на друга. 50% - что их дружба сохранится, пройдя через множество новых испытаний.
Хотя, если быть честным, это соотношение 80/20. 80% - вероятность того, что все развалится. И только 20% - про то, что дружбу удастся сохранить.
Читайте также: Креатив в маркетинге: 4 шедевра, 5 провалов и 7 рекомендаций
Поскольку все и так пишут про ужасы 80%, попробуем сосредоточиться на тех немногих примерах сохранения хорошей дружбы в партнерстве, которые нам известны. Мы можем выделить, как минимум, три важных фактора, которые помогают и дружбу сохранить, и бизнес укрепить.
Первый из них – возраст бизнеса . Для молодого бизнеса, на протяжении первых полутора-двух лет его существования хорошая дружба, как правило, не угроза, а подспорье. Пока все тяжело, трудно, ново и делить нечего, дружба только сплачивается в борьбе. Это уже потом, когда появляются «деньги, слава и консервы», она начинает трещать по всем швам.
Второй фактор хорошо иллюстрирует, например, широко известный дружеский альянс Евгения Чичваркина и Тимура Артемьева. Первое, чрезвычайно важное обстоятельство такого рода отношений – это четкое разделение зон влияния и существования формальных и неформальных правил, ограничивающих территории друзей от вмешательства друг друга.
Чичваркин заводил всех, ставил фантастические цели, заряжал всех матом и харизмой, тусовался, эпатировал внешний мир, одним словом – мощно пиарил «Евросеть». Тимур сидел в тени и абсолютно бесшумно занимался решением управленческих задач.
Читайте также: Как нанимать инноваторов
Кроме правила «каждому по своей грядке», намного более сложным оказывается третий фактор. Кто-то из партнеров должен быть нечувствителен к славе и к теме приоритетов. Опять-таки случай Тимура в его альянсе с Евгением – хороший тому пример. Конкуренция на тему «чей приоритет/идея/ подход лучше, правильнее, эффективнее» – прямая дорога к распаду дружеского союза.
Поэтому так важно, чтобы кто-то мог уступать, довольствоваться местом второго, верить в того, кому отданы право и честь быть первым в партнерстве. Интересно при этом, что первенство в деловых (партнерских) союзах и личных (дружеских) альянсах могут не совпадать у одной и той же пары лиц. И часто бывает так, что тот, кто лидирует в делах, становится ведомым в частной жизни, и наоборот.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?