Школа цифровых ролей от ПСБ

Проект «Школа цифровых ролей» представляет собой уникальную разработку ПСБ по подготовке кадров в IT-направлении. Он решает проблемы внутреннего дефицита IT-специалистов, которые могут работать на программном обеспечении банка. «Школа цифровых ролей» - это комплексная система, которая развивает внутрикорпоративную экспертизу по ряду IT-специальностей.

За время реализации проекта ПСБ обучил уже более 200 участников и закрыл более 50 острых IT-вакансий.

Проект участвует в бизнес-премии WOW!HR2024 в номинации LEVEL UP.

Суть проекта

«Школа цифровых ролей» задумывалась как инструмент быстрой и качественной подготовки IT-специалистов различных областей для нужд ПСБ. В рамках проекта используются самые современные образовательные методики. Обучение ведется по таким IT-специальностям, как: «Владелец продукта», «Инженер по тестированию ПО», «Разработчик ПО», «Системный аналитик», «DevOps инженер», «FrontEnd-разработчик».

Каждая IT-специальность выводится в отдельную школу, где формируется состав внутренних экспертов банка. Они разрабатывают образовательные материалы, проводят сессии, читают лекции, проверяют домашние задания и оценивают компетенции учащихся. Эксперты школ проходят подготовку в качестве спикеров, тренеров и методологов, а также участвуют в профильных конференциях для расширения области своих знаний.

У учащихся есть возможность получить востребованную профессию с нуля в рамках семимесячной образовательной программы. В ходе обучения используется передовая методология «Артефакты-Практика-Знания».

После обучения участники проекта отрабатывают полученные навыки на стажировке под руководством сотрудников банка. А самое главное - они вырастают за это время до уровня middle-специалиста и получают возможность присоединиться к команде ПСБ.

Задачи проекта

Идея о создании собственной школы по подготовке IT-специалистов появилась у ПСБ с учетом ряда факторов:

  • Дефицит IT-специалистов: по некоторым направления их просто нет, или их количество крайне ограничено;
  • Необходимость сохранения и передачи внутрикорпоративных знаний и экспертизы в сфере IT в ПСБ: ПО банка имеет свою специфику, а в некоторых случаях оно уникально. Эксперты проекта обучают работе именно на оборудовании ПСБ;
  • Необходимость развития бренда и привлекательности работодателя среди молодежи: ПСБ может готовить молодых специалистов и после стажировки приглашать их на работы не на стартовые позиции (junior), а уже привлекать их как специалистов уровня middle;
  • Внедрение в банке передовых методов обучения.

Основной целью проекта «Школа цифровых ролей» определено формирование кадрового резерва из подготовленных молодых специалистов, обученных работать на ПО банка для долгой и продуктивной работы в ПСБ. На пути к этой цели банком решается ряд задач:

  • стимулировать передачу внутренней экспертизы и знаний;
  • постоянно повышать компетенции действующих IT-специалистов;
  • привлечь на проект не менее 200 студентов[1] и не менее 60 % из них трудоустроить в штат;
  • внедрить в банке передовые технологии для обучения IT-персонала;
  • сформировать внутри банка сообщества экспертов-преподавателей.

С момента подачи заявки изменились планы

Реализация проекта

Работа над проектом собственной IT-школы начала в ПСБ в январе 2022 года с разработки идеи, названия, концепции, наполнения и продвижения.

Уже в июне 2022 года был запущен пилотный проект - «Школа владельцев продукта». Это пятимесячное обучение продуктовому менеджменту в рамках «Школы цифровых ролей».

В августе 2022 года запущена разработка программы «Школа разработчиков ПО», в сентябре - программы «Школа системного анализа», в октябре запущена «Школа инженеров тестирования ПО». А в ноябре 2022 года стартовала вторая волна «Школы владельцев продукта».

Запуск программы «Школа разработчиков ПО» состоялся в июне 2023 года, запуск программы «Школа системного анализа» - в октябре 2023 года. В ноябре 2023 года запущена страница сообщества на внутрикорпоративном портале, а в декабре 2023 года состоялся запуск «Школы функционального тестирования» на 100+ человек на новых территориях. Кроме того, в декабре 2023 года было сформировано крупнейшее в банке ИТ сообщество преподавателей «Школы цифровых ролей», которое состоит из 150 человек. В рамках сообщества проводятся регулярные встречи, которые направлены на генерацию идей по привлечению в школы, улучшению образовательного процесса, обмена опытом.

IT-специалистов нельзя обучать стандартными методами в силу особенностей профессии, поэтому для повышения эффективности образовательного процесса в проекте ПСБ использованы самые современные образовательные методики:

  • Blended learning - смешанное обучение: образовательный подход, который совмещает обучение офлайн и онлайн;
  • Project-oriented learning – обучение на реальных продуктах и проектах;
  • Peer-to-peer - процесс передачи знаний от равного к равному, обмен знаниями между практиками;
  • UGC - User-generated content: использование пользовательского контента в виде текста, изображения, файлов или видео, созданного участниками обучения;
  • Micro courses - методические материалы, представленные в виде микро-курсов;
  • Skills and competence – обучение, направленное на практическое применение навыков и компетенций;
  • Community of practice - развитие экспертизы через обмен знаниями во внутреннем IT-сообществе.

Именно такой комплексный набор методик позволяет поддерживать вовлеченность, повышает результативность и эффективность и способствует развитию участников проекта.

Результаты проекта

В рамках «Школы цифровых ролей» проведено уже более 120 образовательных сессий, которые включали в себя онлайн-тренинги, встречи с экспертами, работа над кейсами в группах, индивидуальное выполнение заданий и обсуждение результатов практической работы по принципу «равный к равному», а в дальнейшем и получение обратной связи от экспертов.

Более 200 участников, включая студентов и сотрудников компании, завершили обучение. Сейчас обучение продолжается, и скоро будет старт новых потоков.

Конверсия по трудоустройству студентов на открытые роли, согласно результатам пилотной группы, составила 80%, что существенно выше, чем средние показатели по рынку. Кроме того, ПСБ мог закрыть более 50 острых IT-вакансий.

В запуске первой «Школы цифровых ролей» участвовали лишь 10 внутренних экспертов. Сегодня в проекте участвуют уже более 100 сотрудников, которые преподают в различных «Школах», а также растут и развиваются как тренеры, спикеры и преподаватели.

Для экспертов школы проведено более 10 тренингов:

  • «Тренинг для тренеров. Разработка тренинга с нуля»
  • «Тренерское мастерство»
  • «Проведение онлайн-тренингов. Специфика и вовлеченность»
  • «Ораторское мастерство»
  • «Навыки публичных выступлений»
  • «Методология и работа с образовательной платформой»
  • «Тренинг по управлению голосом»
  • «Использование искусственного интеллекта в формировании образовательных программ».

Эксперты проекта участвуют в профильных конференциях, обмениваются опытом с другими компаниями, участвуют в разработке и проведении новых школ и делятся опытом друг с другом.

В «Школы» планируется принять 250 студентов и масштабировать проект до 8 школ. К действующим школам добавятся «Школа по информационной безопасности», «Школа тест-анализа», «Школа Front-end разработчиков», «Школа DevOps инженеров», «Школа IT архитекторов».

Также планируется продолжение развития сообщества экспертов «Школы цифровых ролей» и развитие их профессиональных навыков и компетенций (на 2024 год запланировано посещение экспертами более 30 профильных конференций и тренингов).

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.