Школа цифровых ролей от ПСБ

Проект «Школа цифровых ролей» представляет собой уникальную разработку ПСБ по подготовке кадров в IT-направлении. Он решает проблемы внутреннего дефицита IT-специалистов, которые могут работать на программном обеспечении банка. «Школа цифровых ролей» - это комплексная система, которая развивает внутрикорпоративную экспертизу по ряду IT-специальностей.

За время реализации проекта ПСБ обучил уже более 200 участников и закрыл более 50 острых IT-вакансий.

Проект участвует в бизнес-премии WOW!HR2024 в номинации LEVEL UP.

Суть проекта

«Школа цифровых ролей» задумывалась как инструмент быстрой и качественной подготовки IT-специалистов различных областей для нужд ПСБ. В рамках проекта используются самые современные образовательные методики. Обучение ведется по таким IT-специальностям, как: «Владелец продукта», «Инженер по тестированию ПО», «Разработчик ПО», «Системный аналитик», «DevOps инженер», «FrontEnd-разработчик».

Каждая IT-специальность выводится в отдельную школу, где формируется состав внутренних экспертов банка. Они разрабатывают образовательные материалы, проводят сессии, читают лекции, проверяют домашние задания и оценивают компетенции учащихся. Эксперты школ проходят подготовку в качестве спикеров, тренеров и методологов, а также участвуют в профильных конференциях для расширения области своих знаний.

У учащихся есть возможность получить востребованную профессию с нуля в рамках семимесячной образовательной программы. В ходе обучения используется передовая методология «Артефакты-Практика-Знания».

После обучения участники проекта отрабатывают полученные навыки на стажировке под руководством сотрудников банка. А самое главное - они вырастают за это время до уровня middle-специалиста и получают возможность присоединиться к команде ПСБ.

Задачи проекта

Идея о создании собственной школы по подготовке IT-специалистов появилась у ПСБ с учетом ряда факторов:

  • Дефицит IT-специалистов: по некоторым направления их просто нет, или их количество крайне ограничено;
  • Необходимость сохранения и передачи внутрикорпоративных знаний и экспертизы в сфере IT в ПСБ: ПО банка имеет свою специфику, а в некоторых случаях оно уникально. Эксперты проекта обучают работе именно на оборудовании ПСБ;
  • Необходимость развития бренда и привлекательности работодателя среди молодежи: ПСБ может готовить молодых специалистов и после стажировки приглашать их на работы не на стартовые позиции (junior), а уже привлекать их как специалистов уровня middle;
  • Внедрение в банке передовых методов обучения.

Основной целью проекта «Школа цифровых ролей» определено формирование кадрового резерва из подготовленных молодых специалистов, обученных работать на ПО банка для долгой и продуктивной работы в ПСБ. На пути к этой цели банком решается ряд задач:

  • стимулировать передачу внутренней экспертизы и знаний;
  • постоянно повышать компетенции действующих IT-специалистов;
  • привлечь на проект не менее 200 студентов[1] и не менее 60 % из них трудоустроить в штат;
  • внедрить в банке передовые технологии для обучения IT-персонала;
  • сформировать внутри банка сообщества экспертов-преподавателей.

С момента подачи заявки изменились планы

Реализация проекта

Работа над проектом собственной IT-школы начала в ПСБ в январе 2022 года с разработки идеи, названия, концепции, наполнения и продвижения.

Уже в июне 2022 года был запущен пилотный проект - «Школа владельцев продукта». Это пятимесячное обучение продуктовому менеджменту в рамках «Школы цифровых ролей».

В августе 2022 года запущена разработка программы «Школа разработчиков ПО», в сентябре - программы «Школа системного анализа», в октябре запущена «Школа инженеров тестирования ПО». А в ноябре 2022 года стартовала вторая волна «Школы владельцев продукта».

Запуск программы «Школа разработчиков ПО» состоялся в июне 2023 года, запуск программы «Школа системного анализа» - в октябре 2023 года. В ноябре 2023 года запущена страница сообщества на внутрикорпоративном портале, а в декабре 2023 года состоялся запуск «Школы функционального тестирования» на 100+ человек на новых территориях. Кроме того, в декабре 2023 года было сформировано крупнейшее в банке ИТ сообщество преподавателей «Школы цифровых ролей», которое состоит из 150 человек. В рамках сообщества проводятся регулярные встречи, которые направлены на генерацию идей по привлечению в школы, улучшению образовательного процесса, обмена опытом.

IT-специалистов нельзя обучать стандартными методами в силу особенностей профессии, поэтому для повышения эффективности образовательного процесса в проекте ПСБ использованы самые современные образовательные методики:

  • Blended learning - смешанное обучение: образовательный подход, который совмещает обучение офлайн и онлайн;
  • Project-oriented learning – обучение на реальных продуктах и проектах;
  • Peer-to-peer - процесс передачи знаний от равного к равному, обмен знаниями между практиками;
  • UGC - User-generated content: использование пользовательского контента в виде текста, изображения, файлов или видео, созданного участниками обучения;
  • Micro courses - методические материалы, представленные в виде микро-курсов;
  • Skills and competence – обучение, направленное на практическое применение навыков и компетенций;
  • Community of practice - развитие экспертизы через обмен знаниями во внутреннем IT-сообществе.

Именно такой комплексный набор методик позволяет поддерживать вовлеченность, повышает результативность и эффективность и способствует развитию участников проекта.

Результаты проекта

В рамках «Школы цифровых ролей» проведено уже более 120 образовательных сессий, которые включали в себя онлайн-тренинги, встречи с экспертами, работа над кейсами в группах, индивидуальное выполнение заданий и обсуждение результатов практической работы по принципу «равный к равному», а в дальнейшем и получение обратной связи от экспертов.

Более 200 участников, включая студентов и сотрудников компании, завершили обучение. Сейчас обучение продолжается, и скоро будет старт новых потоков.

Конверсия по трудоустройству студентов на открытые роли, согласно результатам пилотной группы, составила 80%, что существенно выше, чем средние показатели по рынку. Кроме того, ПСБ мог закрыть более 50 острых IT-вакансий.

В запуске первой «Школы цифровых ролей» участвовали лишь 10 внутренних экспертов. Сегодня в проекте участвуют уже более 100 сотрудников, которые преподают в различных «Школах», а также растут и развиваются как тренеры, спикеры и преподаватели.

Для экспертов школы проведено более 10 тренингов:

  • «Тренинг для тренеров. Разработка тренинга с нуля»
  • «Тренерское мастерство»
  • «Проведение онлайн-тренингов. Специфика и вовлеченность»
  • «Ораторское мастерство»
  • «Навыки публичных выступлений»
  • «Методология и работа с образовательной платформой»
  • «Тренинг по управлению голосом»
  • «Использование искусственного интеллекта в формировании образовательных программ».

Эксперты проекта участвуют в профильных конференциях, обмениваются опытом с другими компаниями, участвуют в разработке и проведении новых школ и делятся опытом друг с другом.

В «Школы» планируется принять 250 студентов и масштабировать проект до 8 школ. К действующим школам добавятся «Школа по информационной безопасности», «Школа тест-анализа», «Школа Front-end разработчиков», «Школа DevOps инженеров», «Школа IT архитекторов».

Также планируется продолжение развития сообщества экспертов «Школы цифровых ролей» и развитие их профессиональных навыков и компетенций (на 2024 год запланировано посещение экспертами более 30 профильных конференций и тренингов).

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Азгануш Мисакян
Как геймификация в обучении IT помогает взрастить талантливых специалистов

Спрос на специалистов в сфере IT продолжает расти, но кадровый голод мешает бизнесу закрыть эту потребность. Ежегодно нужны тысячи новых профессионалов - разработчиков, аналитиков данных, специалистов по кибербезопасности и пр. При этом проблема во многом обусловлена не отсутствием специалистов, а их недостаточным уровнем подготовки к реальным вызовам индустрии. В результате после окончания онлайн-курсов начинающие программисты получают отказы на собеседованиях, компании остаются без сотрудников, а IT школы вынуждены пересматривать свой подход к обучению.

Что сейчас происходит на отечественном рынке IT и как с помощью геймификации подготовить кадры, способные действительно решать задачи бизнеса - рассказала CEO школы программирования YCLA Coding Азгануш Мисакян.

Юлия Кованова
Как справляться с давлением руководителя, сохраняя уважение к себе и к нему?

Умение правильно и экологично коммуницировать с руководством — один из важнейших навыков, которым должен владеть любой специалист. Благодаря правильному взаимодействию вы избегаете конфликтов, минимизируете уровень стресса, а также облегчаете себе рабочий процесс.

Однако есть руководители, которые ведут себя неподобающим образом, из-за чего собеседование или работа превращаются в настоящий ад. Босс повышает голос, позволяет себе оскорбительные и оценочные выражения, демонстрируя главенствующую роль. В чём причина такого поведения? Как достойно избежать или выйти из конфликта, если начальник критикует вас? Вместе с Юлией Ковановой, руководителем Центра карьеры Института бизнеса и дизайна B&D, разберёмся в непростых отношениях между начальником и подчиненным.