Психодрама: как разные ролевые модели могут помочь на работе
«Психодрама нацелена на придание естественной формы, на креативную самоактуализацию в игре, на структурирование пространства, на реализацию человеческих отношений в
действии
»
.
Я. Л. Морено
Современный человек должен уметь подстраиваться и адаптироваться к постоянно меняющемуся миру. Руководителю компании особенно сложно в сегодняшних реалиях эффективно работать без этого умения. В семье необходимо быть добрым и любящим супругом и родителем, а с подчиненными то включать «административный ресурс», используя директивный подход, то оказывать поддержку. Безусловно, тот, кто может с легкостью «менять шляпы», демонстрируя широкий ролевой диапазон, стоит на рынке гораздо больше. О том, как этому научиться рассказывает
Анна Пехтина, коуч, консультант Odgers Berndtson
.
Почему HR-специалисты уделяют этому вопросу все больше внимания? Скорость жизни сильно возросла: даже язык идет по пути сокращения слов в целях экономии времени. Количество информации растет, все это влечет за собой постоянные изменения.
Читайте также: Колесо целей, или как применять модели коучинга
В меняющейся среде сложно строить долгосрочные прогнозы, нужно уметь быстро отвечать на появляющиеся возможности. Для этого необходимо иметь навыки, позволяющие оперативно адаптироваться к изменениям. В подтверждение этому сейчас на рынке появились digital или agile компетенции, которые HR-эксперты хотят измерять, оценивать и развивать у своих сотрудников.
Руководители ощущают эти процессы вдвойне сильнее. Поскольку сегодня в одной компании у руководителя могут быть в подчинении сотрудники нового «agile формата», например, айтишники и операционщики, которые привыкли к административному стилю управления.
Выстроить стиль поведения и общения довольно сложно, а использовать один подход ко всем сотрудникам невозможно и неэффективно. Выработать умение переключаться с одной роли можно при помощи коучинга, используя инструменты ролевого моделирования.
Ролевое моделирование или психодрама, психодраматическая работа, психодраматическое действие – это разные названия метода психотерапии и психологического консультирования, созданного Якобом Морено в начале XX века. Классическое ролевое моделирование – это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека.
Это делается для развития его творческого потенциала и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Современное ролевое моделирование — это не только метод групповой психотерапии, сегодня этот метод широко используется в индивидуальной работе в рамках психотерапии и коучинговых сессий.
Инструменты, которые используются в индивидуальной работе: метафорические карты, игрушки, группа людей, предметы и прочее.
На празднике, посвященном Дню Смеха 1 апреля 1921 года, Морено организовал театральную постановку, где актеры должны были постоянно импровизировать и вовлекать в действие зрителей спектакля. Эксперимент провалился, но в дальнейшем именно его результаты легли в основу метода.
Какие есть понятия в ролевом моделировании:
- Сцена – пространство, где разворачиваются психодраматическое действие.
- Директор - ведущий, тот, кто помогает клиенту поставить свою драму.
- Протагонист – это клиент, для кого ставится весь процесс ролевого моделирования. Драма ставится спонтанно, при этом у протагониста появляется возможность прожить ситуацию и посмотреть на неё с другой стороны.
- Партнёры – вспомогательное «я», изображающие отсутствующих или воображаемых лиц, неодушевлённые предметы. Партнёры помогают протагонисту исследовать свою ситуацию.
- Группа/зрители – люди, не участвующие в драме, которые в конце дают обратную связь.
Как выстраивается психодраматических процесс для одного участника группы: сначала происходит фокусировка запроса, потом разогрев, действие – постановка конкретной драмы, шеринг – обмен чувствами и наблюдениями за собой, и процесс-анализа, если это учебная группа.
Психодраматический процесс в коучинге и индивидуальной терапии по сути следует этой же логики.
В основе ролевого моделирования заложена драматическая импровизация, в процессе которой протагониста погружают в ситуацию прошлого, настоящего или возможного будущего и предлагают прожить ее снова. В результате перезаписывается эмоциональная память человека, создаются другие нейронные связи и, как следствие, он познает себя, осознает скрытый потенциал, возвращается спонтанность, уходят проекции, и у человека появляется возможность выработать нужную модель поведения в определенной ситуации и в реальной жизни действовать иначе. Ситуация, безусловно, является постановочной, но чувства и переживания человека - реальны.
Ролевое моделирование дает возможность наглядным образом вывести внутренний мир человека с его установками убеждениями наружу, понять, как он устроен, структурировать понимание причин и паттернов собственного поведения.
Ключевым термином тут служит «спонтанность»: новая точка зрения и реакция на уже знакомые вещи. Морено считал, что в спонтанности заключен импульс, благодаря которому человек тянется к новым открытиям и знаниям. Если спонтанность подавляется, то человек испытывает дискомфорт, теряет навыки адаптации, уходит в себя.
Спонтанность помогает развить функциональные роли — модели, которые позволят человеку открыть новые грани своей личности.
Давайте рассмотрим, как ролевое моделирование может быть использовано в коучинге. Один из частых коучинговых запросов боязнь публичных выступлений. Представим, что к нам на коучинг пришел Артем - топ-менеджер крупной нефтеперерабатывающей компании.
Артему 35 лет и он жутко боится публичных выступлений, как следствие на утренних планерках и на управляющем комитете он звучит неуверенно и сумбурно. Запрос Артема: сделать так, чтобы он мог уверенно выступать на публике.
Коучинговый процесс может быть выстроен следующим образом: первый шаг – исследование ситуации, то есть когда этот паттерн возник, при каких обстоятельствах, всегда ли Артем боялся публичных выступлений или перед какой-то определенной аудиторией (например, перед друзьями) ему выступать вполне себе комфортно. Второй шаг – поиск нужной ролевой модели, некого персонажа или ресурса, который позволит Артему выступать уверенно на публике. Третий шаг – тренировка или тестирование новой ролевой модели в психодраматической реальности, т.е. постановка сцены, например, планерки, используя новую ролевую модель. Четвертый шаг – тренировка в реальной жизни.
Смотрите также: Мастер-класс "Четыре типа ролевых отношений"
Все шаги, кроме последнего можно реализовать инструментами ролевого моделирования. В рамках этапа исследования можно воспроизводить картины из детства, когда произошла фиксация негативного опыта. Искать ролевые модели можно с помощью игрушек или метафорических карт. Воссоздавать психодраматическую реальность можно при помощи стульев, игрушек или группы (если позволяет формат).
В среднем подобный коучинговый процесс может занять 2-3 сессии по полтора часа, но эффект от него будет длиться вечно.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?