Проект ВСМПО-АВИСМА: профессионально-индустриальный кластер «Перспектива»
ПИК «Перспектива» — профориентационный проект, направленный на обучение школьников 14-18 лет первой профессии, включающий образовательное пространство (современные мастерские, лаборатории, учебные аудитории), чемпионат профессионального мастерства, Центр профориентации и другое. Проект претендует на победу в номинации BE COOL бизнес-премии WOW!HR2023. Подробнее о нем рассказала Елена Польникова, начальник отдела по работе с учебными заведениями ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА».
Цели и задачи проекта
В 2021 году на территории города Верхняя Салда в Свердловской области был создан профессионально-индустриальный кластер «Перспектива» (далее — ПИК «Перспектива»). ПИК «Перспектива» включает в себя образовательное пространство площадью 1300 кв.м. на базе ГАПОУ СО «Верхнесалдинский авиаметаллургический колледж им. А.А.Евстигнеева». У ПИК «Перспектива» есть собственные современные мастерские, лаборатории, учебные аудитории. Программа кластера включает в себя обучение школьников 14-18 лет первой профессии, корпоративный чемпионат профессионального мастерства для школьников и студентов, центр профориентации (профориентационный проект «Инженерные субботы») и многое другое.
Предпосылками создания ПИК «Перспектива» в городе Верхняя Салда являлись: недостаточная подготовка учеников школ по естественно - научным и техническим дисциплинам (физика, химия, математика, информатика, черчение, технология), отсутствие интереса выпускников школ к средне-специальному образованию (рабочие профессии в сфере машиностроения), отток молодого поколения из моногорода с целью получения образования, а также последующего трудоустройства в крупных городах.
Профессионально-индустриальный кластер «Перспектива» направлен на обучение школьников первой профессии и дальнейшему трудоустройству в подразделения ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» (далее — корпорация) на летний период.
С 2021 года в ПИК «Перспектива» принимают участие более 1 тысячи школьников, из них более 500 школьников – в программе обучения первой профессии. В летний период 2022 года более 200 выпускников проекта стали сотрудниками нашей корпорации, за ними были закреплены 150 опытных наставников из числа наших квалифицированных коллег.
Цели и задачи проекта
Основной целью создания большого образовательного проекта является необходимость повышения качества подготовки и престижа рабочих профессий в металлургической отрасли среди молодого поколения через создание единого профессионального кластера для формирования профессиональных компетенций и помощь в ранней профориентации.
Задачи проекта ПИК «Перспектива»:
- содействовать профессиональному самоопределению школьников с целью дальнейшего привлечения молодых специалистов в корпорацию для обеспечения кадрового резерва;
- популяризировать рабочие профессии, сориентировать учащихся на поступление в учреждения среднего профессионального образования с возможностью последующего получения высшего образования;
- повысить узнаваемость и лояльность к бренду среди школьников;
- повысить уровень компетенций школьников.
Деятельность в рамках проекта
С 2021 года численность участников ПИК «Перспектива» выросла более чем в 5 раз, сегодня ПИК «Перспектива» полноценный кластер, включающий образовательное пространство, обучение первой профессии, чемпионат профессионального мастерства, профориентационный проект «Инженерные субботы». ПИК «Перспектива» постоянно развивается, так, уже сегодня мы работаем над созданием R&D центра, Центра компетенций и многого другого.
Более 70% выпускников ПИК «Перспектива» прошлого учебного года продолжили свое обучение в новом учебном году, а часть выпускников поступили в Верхнесалдинский авиаметаллургический колледж для получения среднего профессионального образования.
В ходе приемной кампании 2022-2023 учебного года мы отметили устойчивый высокий спрос на подготовку по направлениям: механическая обработка деталей, конструкторские работы, обработка цифровой информации. По итогам этой приемной кампании было набрано 254 школьника в возрасте от 14 до 18 лет.
За время обучения в ПИК «Перспектива» и участия в программах, реализующихся в рамках проекта, несовершеннолетние повышают уровень знаний по физике, химии, черчению, математике, учатся работать на производственном оборудовании, проводить испытания и эксперименты, создают чертежи, ведут проектную деятельность.
Наши ученики развивают:
Профессиональные навыки (Hard skills):
- умение работать с оборудованием, работать с информацией, изучают 3D-моделирование, нарабатывают технические знания и навыки, ведут проектную деятельность и многое другое.
Социально-психологические (Soft skills):
- умение работать в команде, самоорганизация, системное мышление, гибкость, умение грамотно распределять время.
Учебный курс включает в себя три образовательных модуля. За время подготовки ученики получают теоретические знания, применяют их на практике и приступают к чемпионату профессионального мастерства и последующему трудоустройству в корпорацию. В 2022-2023 учебном году обучение проходит по 19 профессиям семи направлений подготовки:
- конструкторские работы;
- слесарные работы;
- метрология контрольно-измерительных приборов и систем;
- механическая обработка деталей;
- неразрушающий контроль;
- обработка цифровой информации;
- технология лабораторных испытаний.
По итогам промежуточных и итоговых аттестаций, учащимся, сдавшим предметы на «хорошо» и «отлично», назначается корпоративная стипендия.
Также выпускники проекта получают возможность трудоустроиться по своему направлению в корпорацию на один месяц, чтобы применить знания в реальной работе и пройти профессиональные пробы.
Нашим партнером реализации ПИК «Перспектива» является ГАПОУ СО «Верхнесалдинский авиаметаллургический колледж имени А.А. Евстигнеева». Преподаватели колледжа ведут теоретическую и практическую подготовку, проходят стажировку на корпорации.
Активности проекта
Корпорация, в рамках проекта ПИК «Перспектива», реализует профессиональную ориентацию школьников через:
- корпоративные олимпиады по предметам естественно-научной и технологической направленности;
- корпоративные научно-практические конференции;
- корпоративный чемпионат профессионального мастерства для школьников и студентов;
- центр профориентации, проект «Инженерные субботы», созданный для школьников и студентов. В рамках этого проекта ключевые спикеры делятся с молодым поколением личными карьерными треками, ключевыми трендами и профессиями будущего. В рамках проекта школьники могут пообщаться в свободном формате, задать все интересующие вопросы руководителями корпорации и министру образования и молодежной политики Свердловской области.
Кроме того, 20 декабря 2022 года в состав кластера была интегрирована первая на Урале и четвертая в России школьная «Точка кипения» — пространство для командной и проектной работы, объединяющее несовершеннолетних общими ценностями и жизненным ориентирами. Основные направления работы: «Экоурбанистика» (создание корпуса эковолонтеров), «Проектная деятельность», а также «Профориентация» (комплекс мероприятий «Профстарт — умная профориентация»).
Результаты проекта
Проект был высоко оценен и занял призовое место «Рейтинга ТОП-50 HR Большого Урала 2022» и положительно оценен общественностью Верхнесалдинского городского округа и Свердловской области. Теперь у школьников Верхней и Нижней Салды есть возможность познакомиться с востребованными профессиями, испытать свои возможности, получить первый опыт и заработать свою первую зарплату.
Уже сегодня мы видим положительную динамику по повышению качества подготовки школьников по предметами естественно-научного и технического направления, спрос на участие в программах ПИК «Перспектива» и поступления в Верхнесалдинский авиаметаллургический колледж.
Что касается бизнес-результатов, то корпорации удалось успешно реализовать:
- повышение уровня узнаваемости и привлекательности своего бренда среди молодого поколения;
- повышение лояльности молодого поколения и вовлеченности в образовательные проекты корпорации (увеличение числа участников более чем в 5 раз);
- внести вклад в развитие корпоративной образовательной инфраструктуры моногорода;
- повышение уровня вовлеченности и удовлетворенности работников корпорации.
Что Вы думаете об этом?