Проект ВСМПО-АВИСМА: профессионально-индустриальный кластер «Перспектива»

ПИК «Перспектива» — профориентационный проект, направленный на обучение школьников 14-18 лет первой профессии, включающий образовательное пространство (современные мастерские, лаборатории, учебные аудитории), чемпионат профессионального мастерства, Центр профориентации и другое. Проект претендует на победу в номинации BE COOL бизнес-премии WOW!HR2023. Подробнее о нем рассказала Елена Польникова, начальник отдела по работе с учебными заведениями ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА».

Цели и задачи проекта

В 2021 году на территории города Верхняя Салда в Свердловской области был создан профессионально-индустриальный кластер «Перспектива» (далее — ПИК «Перспектива»). ПИК «Перспектива» включает в себя образовательное пространство площадью 1300 кв.м. на базе ГАПОУ СО «Верхнесалдинский авиаметаллургический колледж им. А.А.Евстигнеева». У ПИК «Перспектива» есть собственные современные мастерские, лаборатории, учебные аудитории. Программа кластера включает в себя обучение школьников 14-18 лет первой профессии, корпоративный чемпионат профессионального мастерства для школьников и студентов, центр профориентации (профориентационный проект «Инженерные субботы») и многое другое.

Предпосылками создания ПИК «Перспектива» в городе Верхняя Салда являлись: недостаточная подготовка учеников школ по естественно - научным и техническим дисциплинам (физика, химия, математика, информатика, черчение, технология), отсутствие интереса выпускников школ к средне-специальному образованию (рабочие профессии в сфере машиностроения), отток молодого поколения из моногорода с целью получения образования, а также последующего трудоустройства в крупных городах.

Профессионально-индустриальный кластер «Перспектива» направлен на обучение школьников первой профессии и дальнейшему трудоустройству в подразделения ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» (далее — корпорация) на летний период.

С 2021 года в ПИК «Перспектива» принимают участие более 1 тысячи школьников, из них более 500 школьников – в программе обучения первой профессии. В летний период 2022 года более 200 выпускников проекта стали сотрудниками нашей корпорации, за ними были закреплены 150 опытных наставников из числа наших квалифицированных коллег.

Цели и задачи проекта

Основной целью создания большого образовательного проекта является необходимость повышения качества подготовки и престижа рабочих профессий в металлургической отрасли среди молодого поколения через создание единого профессионального кластера для формирования профессиональных компетенций и помощь в ранней профориентации.

Задачи проекта ПИК «Перспектива»:

- содействовать профессиональному самоопределению школьников с целью дальнейшего привлечения молодых специалистов в корпорацию для обеспечения кадрового резерва;

- популяризировать рабочие профессии, сориентировать учащихся на поступление в учреждения среднего профессионального образования с возможностью последующего получения высшего образования;

- повысить узнаваемость и лояльность к бренду среди школьников;

- повысить уровень компетенций школьников.

Деятельность в рамках проекта

С 2021 года численность участников ПИК «Перспектива» выросла более чем в 5 раз, сегодня ПИК «Перспектива» полноценный кластер, включающий образовательное пространство, обучение первой профессии, чемпионат профессионального мастерства, профориентационный проект «Инженерные субботы». ПИК «Перспектива» постоянно развивается, так, уже сегодня мы работаем над созданием R&D центра, Центра компетенций и многого другого.

Более 70% выпускников ПИК «Перспектива» прошлого учебного года продолжили свое обучение в новом учебном году, а часть выпускников поступили в Верхнесалдинский авиаметаллургический колледж для получения среднего профессионального образования.

В ходе приемной кампании 2022-2023 учебного года мы отметили устойчивый высокий спрос на подготовку по направлениям: механическая обработка деталей, конструкторские работы, обработка цифровой информации. По итогам этой приемной кампании было набрано 254 школьника в возрасте от 14 до 18 лет.

За время обучения в ПИК «Перспектива» и участия в программах, реализующихся в рамках проекта, несовершеннолетние повышают уровень знаний по физике, химии, черчению, математике, учатся работать на производственном оборудовании, проводить испытания и эксперименты, создают чертежи, ведут проектную деятельность.

Наши ученики развивают:

Профессиональные навыки (Hard skills):

- умение работать с оборудованием, работать с информацией, изучают 3D-моделирование, нарабатывают технические знания и навыки, ведут проектную деятельность и многое другое.

Социально-психологические (Soft skills):

- умение работать в команде, самоорганизация, системное мышление, гибкость, умение грамотно распределять время.

Учебный курс включает в себя три образовательных модуля. За время подготовки ученики получают теоретические знания, применяют их на практике и приступают к чемпионату профессионального мастерства и последующему трудоустройству в корпорацию. В 2022-2023 учебном году обучение проходит по 19 профессиям семи направлений подготовки:

- конструкторские работы;

- слесарные работы;

- метрология контрольно-измерительных приборов и систем;

- механическая обработка деталей;

- неразрушающий контроль;

- обработка цифровой информации;

- технология лабораторных испытаний.

По итогам промежуточных и итоговых аттестаций, учащимся, сдавшим предметы на «хорошо» и «отлично», назначается корпоративная стипендия.

Также выпускники проекта получают возможность трудоустроиться по своему направлению в корпорацию на один месяц, чтобы применить знания в реальной работе и пройти профессиональные пробы.

Нашим партнером реализации ПИК «Перспектива» является ГАПОУ СО «Верхнесалдинский авиаметаллургический колледж имени А.А. Евстигнеева». Преподаватели колледжа ведут теоретическую и практическую подготовку, проходят стажировку на корпорации.

Активности проекта

Корпорация, в рамках проекта ПИК «Перспектива», реализует профессиональную ориентацию школьников через:

- корпоративные олимпиады по предметам естественно-научной и технологической направленности;

- корпоративные научно-практические конференции;

- корпоративный чемпионат профессионального мастерства для школьников и студентов;

- центр профориентации, проект «Инженерные субботы», созданный для школьников и студентов. В рамках этого проекта ключевые спикеры делятся с молодым поколением личными карьерными треками, ключевыми трендами и профессиями будущего. В рамках проекта школьники могут пообщаться в свободном формате, задать все интересующие вопросы руководителями корпорации и министру образования и молодежной политики Свердловской области.

Кроме того, 20 декабря 2022 года в состав кластера была интегрирована первая на Урале и четвертая в России школьная «Точка кипения» — пространство для командной и проектной работы, объединяющее несовершеннолетних общими ценностями и жизненным ориентирами. Основные направления работы: «Экоурбанистика» (создание корпуса эковолонтеров), «Проектная деятельность», а также «Профориентация» (комплекс мероприятий «Профстарт — умная профориентация»).

Результаты проекта

Проект был высоко оценен и занял призовое место «Рейтинга ТОП-50 HR Большого Урала 2022» и положительно оценен общественностью Верхнесалдинского городского округа и Свердловской области. Теперь у школьников Верхней и Нижней Салды есть возможность познакомиться с востребованными профессиями, испытать свои возможности, получить первый опыт и заработать свою первую зарплату.

Уже сегодня мы видим положительную динамику по повышению качества подготовки школьников по предметами естественно-научного и технического направления, спрос на участие в программах ПИК «Перспектива» и поступления в Верхнесалдинский авиаметаллургический колледж.

Что касается бизнес-результатов, то корпорации удалось успешно реализовать:

- повышение уровня узнаваемости и привлекательности своего бренда среди молодого поколения;

- повышение лояльности молодого поколения и вовлеченности в образовательные проекты корпорации (увеличение числа участников более чем в 5 раз);

- внести вклад в развитие корпоративной образовательной инфраструктуры моногорода;

- повышение уровня вовлеченности и удовлетворенности работников корпорации.

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Азгануш Мисакян
Как геймификация в обучении IT помогает взрастить талантливых специалистов

Спрос на специалистов в сфере IT продолжает расти, но кадровый голод мешает бизнесу закрыть эту потребность. Ежегодно нужны тысячи новых профессионалов - разработчиков, аналитиков данных, специалистов по кибербезопасности и пр. При этом проблема во многом обусловлена не отсутствием специалистов, а их недостаточным уровнем подготовки к реальным вызовам индустрии. В результате после окончания онлайн-курсов начинающие программисты получают отказы на собеседованиях, компании остаются без сотрудников, а IT школы вынуждены пересматривать свой подход к обучению.

Что сейчас происходит на отечественном рынке IT и как с помощью геймификации подготовить кадры, способные действительно решать задачи бизнеса - рассказала CEO школы программирования YCLA Coding Азгануш Мисакян.

Юлия Кованова
Как справляться с давлением руководителя, сохраняя уважение к себе и к нему?

Умение правильно и экологично коммуницировать с руководством — один из важнейших навыков, которым должен владеть любой специалист. Благодаря правильному взаимодействию вы избегаете конфликтов, минимизируете уровень стресса, а также облегчаете себе рабочий процесс.

Однако есть руководители, которые ведут себя неподобающим образом, из-за чего собеседование или работа превращаются в настоящий ад. Босс повышает голос, позволяет себе оскорбительные и оценочные выражения, демонстрируя главенствующую роль. В чём причина такого поведения? Как достойно избежать или выйти из конфликта, если начальник критикует вас? Вместе с Юлией Ковановой, руководителем Центра карьеры Института бизнеса и дизайна B&D, разберёмся в непростых отношениях между начальником и подчиненным.

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.