Правильная премия: как оформить и кому заплатить

Эффективную работу надо поощрять. Делать это можно по-разному: благодарностью, почетной грамотой, ценным подарком, денежной премией и т.д. Самой интересной, но и сложной для работодателя формой поощрения является премия.

Как и за что оформлять премии, чтобы не пришлось еще и платить штрафы, BLS, Кожемякина Елена, Как оформлять премии, за что оформлять премии, документы по управлению персоналом, документация в управлении персоналом, документационное обеспечение управления персоналом

Неправильные формулировки в Положении о премировании и несвоевременные выплаты могут привести к серьезным рискам. С другой стороны, сумму и условия поощрения определяет работодатель, сотрудник на это повлиять не может. Все это периодически приводит к спорам. Чтобы избежать проблем, рассмотрим, как и за что можно оформлять премии сотрудникам.

Читайте также: Повышаем монетизированную вовлеченность персонала

Законодательно премия упоминается в ч.1 ст. 129 Трудового кодекса РФ, которая относит ее к стимулирующим и поощрительным выплатам. Но ее выплата – это право, а не обязанность работодателя. Ст. 135 ТК уточняет, что выплаты устанавливаются коллективными договорами и локальными актами в соответствии с нормами трудового права. Кроме того, премию платят и как поощрение за труд, согласно ст. 191 ТК РФ. По сути, это все, что говорит закон на эту тему.

Де-факто премирование бывает двух видов: общее и индивидуальное. Первый вид применяется ко всем или определенной группе сотрудников, как правило, по итогам периода работы — за квартал, за год. «Личное» премирование чаще привязано не ко времени, а к конкретным успехам работника или каким-то событиям. При этом премии нередко разделяют на разовые, стимулирующие, регулярные и постоянные. Некоторые оформляются отдельными приказами, другие — включены в систему оплаты труда в локальных нормативных актах.

Наиболее распространенные виды ремирования: по итогам работы за период (например, «13 зарплата» — это обычно премия за год), за успешную реализацию проекта, за выслугу лет/стаж работы. Другие могут быть связаны с событием — юбилей, свадьба, рождение ребенка и т.д.

Размер выплат закон также не регламентирует: вы можете сделать их фиксированными или, например, в процентах от определенных показателей. Как раз здесь и вступает в дело система KPI. Кстати, для топ-менеджеров часто вводят отдельную систему мотивации. Допустим, за выполнение плана продаж, снижение количества рекламаций.

Важно, что сам работодатель должен разработать структуру системы оплаты труда. Некоторые прописывают условия в трудовом договоре, но это спорный вариант. Дальнейшие изменения всегда придется согласовывать отдельно с каждым сотрудником. Иногда это указывают в коллективном договоре.

Оптимальным вариантом является отдельный формат — Положение о премировании. В нем и фиксируются условия: виды выплат, периоды, круг сотрудников, показатели для премирования, алгоритмы расчета. Тогда в самом трудовом договоре надо лишь сделать отсылку на более важный норматив. Причем, о действующей у вас системе премирования работник должен узнать еще при приеме, в том числе о разовых выплатах и других поощрениях. Так или иначе, вы же знакомите новых сотрудников с принятыми нормами и правилами.

Как и за что оформлять премии, чтобы не пришлось еще и платить штрафы, BLS, Кожемякина Елена, Как оформлять премии, за что оформлять премии, документы по управлению персоналом, документация в управлении персоналом, документационное обеспечение управления персоналом

Этот документ важен в том числе для размера налогов. В соответствии с Налоговым кодексом РФ , премии за производственные результаты компания вправе отнести к расходам на оплату труда при исчислении налога на прибыль. Избежать возможных споров с налоговыми органами или иметь доказательную базу как раз и поможет Положение, если в нем будут указаны конкретные условия выплат и основания для них. Но таких фраз, как «за добросовестное исполнение обязанностей» лучше избегать, так как это итак является обязательством сотрудника, а не причиной для дополнительного поощрения.

Смотрите также: Единая онлайн-платформа для программ лояльности и мотивации – драйвер роста компаний XXI века

В заключении затрону еще один сложный вопрос — лишение премии или депремирование. Напрямую закон не регулирует этот вопрос, но премия является стимулирующей выплатой и относится к оплате труда. И лишение — это не взыскание: согласно ТК РФ, к нему относятся лишь замечание, выговор и увольнение. Но его можно считать следствием взыскания. Поэтому исходить можно из следующего. Если в Положении о премировании указаны случаи лишения или снижения премии, например, прогул, это надо учитывать при расчете. Если в документе ситуации не оговариваются, то премия выплачивается пропорционально отработанному времени.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.