От нытья до газлайтинга
Все чаще в современном информационном поле появляется слово «токсичный»: токсичный партнер, токсичные отношения, токсичный родственник. Виктория Плужникова , ведущий менеджер по персоналу ИТ-компании «Рексофт», в статье размышляет о токсичных коллегах.
Что является токсичностью?
Говоря о любых отношениях: самый первый признак токсичности – это чувство того, что вам по каким-либо причинам в этих отношениях некомфортно. Зачастую люди, попавшие под влияние токсичного человека, даже не сразу понимают, что не так. Что-то выбивает их из колеи, но вот что? Это происходит от того, что токсичные люди – ловкие манипуляторы. Их цели вполне четкие и конкретные: слить на вас негатив, самоутвердиться и подзарядиться.
Читайте также: Токсичные сотрудники: типы и способы нейтрализации
Разберем способы, которыми пользуются токсичные люди, а также методы их нейтрализации.
1. Постоянное нытье, жалобы и сплетни
Не в момент, когда жизненно необходимо выпустить пар, а буквально всегда. Токсичных людей раздражает любая мелочь, они всё видят в негативном свете и стараются это выплеснуть на вас. На любого, кто готов это впитать в себя.
Что делать сотруднику: блокировать жалобы, переключаться на рабочие задачи, прямо заявлять о нежелании обсуждать неприятные темы. Одним словом – отстаивать свои границы.
Что делать компании: Внести в корпоративные правила тезис о том, что в рабочее время и на рабочем месте сотрудники должны обсуждать темы, касающиеся рабочего процесса . При жалобе сотрудника на токсичного коллегу, поговорить с оным и напомнить ему о корпоративных правилах. Кроме того, нужно по мере сил создавать позитивную среду, в которой жалобы принято переводить в конструктив.
2. Скидывание ответственности
Токсичным людям свойственно убегать от ответственности и подставлять окружающих. Такие люди крайне редко признают свои ошибки. При этом часто проявляются как всезнайки и «в каждой бочке затычки». Конечно, все эти проявления корнями уходят в детство. Но не спешите понять и простить токсичных людей – это бессмысленно.
Что делать сотруднику: возвращать ответственность, защищать свои границы, отстаивать свои права. Прямо говорить, когда что-то не нравится. Фиксировать договоренности письменно.
Что делать компании: создавать регламенты и знакомить с ними под роспись всех сотрудников, включая тех, кто склонен к перекладыванию ответственности. Поощрять желание сотрудников фиксировать договоренности письменно. Например, в корпоративных правилах «Рексофт» записано, что именно рабочая почта является одним из официальных каналов для закрепления договоренностей. Также важно разбираться в ситуации и не рубить сплеча.
3. Газлайтинг и другое психологическое насилие
Термином «газлайтинг» обозначают ситуацию, когда на «черное» говорят «белое». Цель газлайтинга – довести жертву до такого состояния, когда она начинает сомневаться в своей адекватности. Помните, как в «Адвокате дьявола» герой Аль Пачино довел девушку до самоубийства? К сожалению, эта форма психологического насилия встречается и в реальной жизни.
Что делать сотруднику: сохранять адекватность и объективную картину происходящего, не сомневаться в своей правоте. Также важно находить поддержку среди коллег и своих близких.
Что делать компании: вовремя реагировать на газлайтинг и давать своевременную и адекватную обратную связь как токсичному сотруднику, так и его жертве. Четко заявлять о том, что подобное поведение неприемлемо.
4. Критика
Если вы заметили, что коллега постоянно критикует вашу деятельность или деятельность окружающих, если похвалы и одобрения от него не дождешься – скорее всего, перед вами также токсичный человек.
Что делать сотруднику: стараться не принимать критику на свой счет. Не путать критику и желание развития. Если коллега предлагает вам более оптимальное решение проблемы – скорее всего, он действительно хочет вам помочь. Если критикует, но ничего не предлагает – это признак самоутверждения.
Что делать компании: создавать среду, в которой критика без конструктивных предложений невозможна. Объективно разбираться с текущей ситуацией, если случай эскалирован.
5. Конфликтность и неадекватность эмоциональных реакций
Здесь очень важно помнить, что конфликты бывают конструктивными, а неадекватные реакции могут проявляться у человека, который давно не был в отпуске, выгорел или перегружен. В этом пункте имеются в виду люди, вокруг которых всегда конфликт. От таких практически любой коллега, который так или иначе соприкасается с ними, скажет: «Он/она конфликтный / неадекватный / истеричный». Ну или не скажет, но подумает. В современном информационном пространстве популярно слово «абьюзер», обозначающее насильника, в первую очередь подразумевает психологическое насилие. Все токсичные люди так или иначе являются абьюзерами, так как по сути используют своих жертв в личных интересах.
Что делать сотруднику: минимизировать точки соприкосновения . К сожалению, это единственный способ сохранить свое эмоциональное здоровье. Есть отличный анекдот:
«Диалог на приеме у психолога:
– Как общаться с абьюзером?
– Никак. С вас 3 000 рублей».
К сожалению, это единственно верный совет. С людьми, которые получают удовольствие от конфликта, общаться бессмысленно. Ну если, конечно, у вас нет склонности к мазохизму, такое тоже бывает.
Что делать компании: зная об особенностях тех или иных сотрудников, переводить коммуникацию в письменную форму. К сожалению, гасить конфликты также не поможет – не получив должной разрядки с этим коллегой, он просто переключится на другого.
Так и вижу, как читатели этой статьи, в процессе чтения берутся за голову и говорят: «О нет, это же я!». Если вы нашли 1-2 проявления из списка выше, не спешите ставить себе диагноз токсичности. Не спешите также ставить его окружающим. Очень важно не путать эмоциональное выгорание, необходимость разрядки и усталость с токсичностью.
Первое – временное явление, вызванное объективными причинами. Токсичность – это черта характера, которая проявляется перманентно. Избавиться от токсичности не так-то просто. Впрочем, и это возможно, если приложить усилия и поработать над собой.
Стоит признать, что токсичные люди крайне редко признают в себе токсичность и еще реже работают над ее устранением.
Поэтому, если вы увидели в себе неприятные проявления – поздравляем, вы или не токсичный человек, или токсичный, но готовый к развитию, ведь осознание – первый шаг к освобождению.
Если вернуться к теме токсичности именно в рабочем коллективе, а также к методам ее профилактики и нейтрализации, то предложу отличный инструмент – анонимный «Опрос удовлетворенности», который помогает оценить атмосферу как в коллективе в целом по компании, так и в каждом отдельном подразделении. Мы проводим его дважды в год и обязательно добавляем возможность ответить на открытые вопросы: «С кем из коллег/отделов бывают сложности», «Что компании стоит улучшить» и прочие. Благодаря этим вопросам мы можем отслеживать области, требующие первостепенного внимания .
Также у нас есть инструмент регулярной анонимной обратной связи на корпоративном портале. Любой коллега совершенно безопасно может написать все, что у него «наболело». Это помогает на ранней стадии выявить конфликты и зачастую купировать их в зародыше.
В заключение – еще две рекомендации: сотрудникам и компании. Может быть, кому-то они помогут улучшить качество жизни и взаимодействия с окружающими.
Заключительный совет сотрудникам: Помните, понимание причины поведения токсичных людей не избавит вас от их влияния. Только сам человек может изменить свое поведение, вы не в силах повлиять на него. Ваша задача может быть только одна – отстаивать свои границы и не дать себя использовать. В конце концов, если вы не защитите себя – этого не сделает никто другой.
Смотрите также: Управление стрессом: полезные техники для спокойной жизни
Заключительный совет компании: Токсичные сотрудники очень дестабилизируют атмосферу в коллективе, особенно, если они занимают высокую должность,а так бывает довольно часто, потому что токсичные люди – отличные манипуляторы и умеют показать себя.
В идеальном мире, конечно, нужно прощаться с такими коллегами. А в нашей реальности – спешите поддержать сотрудников, которые могут стать потенциальными жертвами. Иначе жертвы будут покидать вашу компанию, вы будете тратить дополнительные деньги на поиск, адаптацию и обучение, а токсичные люди останутся с вами надолго, ведь их потребности будут удовлетворены. Поэтому поддерживающая атмосфера, доброжелательная корпоративная культура и политика открытых дверей – это основные ценности современной компании.
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?