Особенности постановки задач гуманитариям и техническим специалистам
Сроки горят, а продукт сырой. А верно ли вы поставили задачу? Точнее – учли ли особенности исполнителей, раздавая поручения? Когда вас не услышат физики и категорически не поймут лирики, порталу HR-tv.ru рассказала Анастасия Данкова , бизнес-тренер международного кадрового холдинга.
Необходимо начать с навыка постановки задач в целом. С того, что называется SMART-алгоритм. Согласно словарям В. Даля и С. Ожегова, в русском языке слова «цель» и «задача» являются синонимами. Просто так сложилось, что словом «цель» называют нечто стратегическое, а словом «задача» – тактические шаги по ее достижению.
Поэтому каждая цель должна соответствовать пяти критериям. А вот уже по расстановке акцентов между этими критериями задачи для «физиков» и для «лириков» будут различаться.
Читайте также: 10 помех, что не дают новичку влиться в вашу команду
Итак, первый критерий – это Specific , то есть «Конкретность». Что именно, в какой последовательности и каким образом должно быть сделано. По сути, это план достижения цели. Уже на стадии его формулировки появляются все подводные камни, точки сотрудничества между подразделениями, зависимость реализации одних задач от выполнения других. Мне кажется, этот пункт одинаково важен как для технических специалистов, так и для гуманитариев – и те, и другие должны представлять себе объем предстоящей работы.
«Физики» вообще любят детализацию, им все подробности будут понятны и желанны. «Лирики» часто планируют действия в целом, пропуская мелкие (и не очень) подробности, что, в конце концов, приводит к некорректному выполнению поставленной задачи. Для них подробный план будет являться подстраховкой от мелких ошибок.
Второй критерий – это Measurable , то есть «Измеримость». В чем будет измеряться итог работы – в факте подачи отчета? В процентах выполнения плана? В деньгах, штуках, километрах? Технари увидят в этом критерии свои KPI или их производные, а гуманитарии – наглядный результат.
Третий критерий, пожалуй, самый сложный для постановки. Это Achievable , то есть «Достижимость» – ресурсы для достижения поставленной цели. Ресурсы, напомню, бывают не только производственные – товары, материалы, инструменты деньги. Но и человеческие – квалификация, здоровье, полномочия. А есть еще два, о которых мы часто забываем – это личные амбиции и время. И если букву «А» в акрониме СМАРТ иногда расшифровывают как «Амбициозность», то есть помнят об этой составляющей, то вот время почти всегда не учитывают.
Но именно отсутствие времени является основной причиной невыполнения задачи. Причин тому много. Подчиненный, боясь гнева начальника, на любое спешно озвученное пожелание реагирует согласием, отрезая себе пути к отступлению, то есть к отдыху. А дальше, как снежный ком, нарастает такая смесь из просроченных задач, ошибочной информации и упущенных клиентов, что никакой тайм-менеджмент не разберется.
Думаю, что в этом пункте будет видна существенная разница между «физиками» и «лириками»: первые в большинстве своем выполняют работу большими кусками, не отвлекаясь, и, следовательно, нуждаются в больших временных промежутках; а вторые чаще способны на многозадачность, поэтому им нужно, условно говоря, по часу каждый день.
Четвертый критерий – Relevant , которое условно переводят как «Согласованность». Правда, сразу же возникает вопрос «согласованность чего с чем», и вот об этом хочу сказать подробнее. Стратегические цели компании каскадируются до тактических целей подразделений, а те, в свою очередь – на задачи конкретным исполнителям. У исполнителей тоже есть свои жизненные цели, и «заработать денег» – это совсем не цель, а инструмент для ее достижения.
Цель – это на что заработать: на квартиру, путешествие, обучение и т.п. И если цели компании (увеличение выручки от продаж) согласуются с личными целями сотрудников (заработать денег путем продажи товара компании), то цель будет согласованной. А если нет (цель сотрудника – украсть у компании деньги) – то не согласованной.
В случае с технарями согласованность может оказаться под угрозой – компания ставит своей целью захват рынка, увеличение объемов продаж/производства, а технарь хочет постоянный оклад и головной боли поменьше. Значит, нужно «продать» сотрудникам идею, как рост доли рынка повлияет на их доходы и избавит от головной боли «чем платить за ипотеку».
В случае с гуманитариями согласованность может уйти в экзистенциальную философию «зачем мы живем» или «нужны ли мы нам», поэтому им может быть важнее развитие себя как профессионала, специалиста.
Пятый критерий – Time Bound , т.е. «Обвязка временем». Здесь постановка задач для «физиков» и «лириков» может существенно различаться: первые работают медленнее, тщательнее, сразу уделяя большое внимание деталям, поэтому к сроку предоставления промежуточных результатов выдают уже окончательную версию заданной части продукта/проекта. Вторые с разгону могут выдать черновую версию всего продукта/проекта целиком, но зато будут нуждаться в проверке, корректировке и времени на переделки недоделок. Поэтому в зависимости от формы конечного результата для «лириков» могут быть два варианта определения времени: один срок для подготовки обзора, черновика проекта/продукта, например, чтобы показать заказчику эскиз или макет, а уже второй срок для окончательной доработки этого макета или эскиза.
Читайте также: Как развивать компетенции
Конечно, все эти замечания условны и необязательны для ВСЕХ технарей или ВСЕХ гуманитариев. Многое зависит от типа личности, уровня квалификации, степени мотивации сотрудника. Но это уже другая история.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?