Не ищите учителя английского по скайпу
Как школе иностранного языка выжить в условиях обилия бесплатных методов его освоения, как изменился процесс обучения с учетом новых реалий и что уходит безвозвратно, а также – почему не стоит спешить искать учителя по скайпу, порталу HR-tv.ru рассказала Елена Мокеева , соучредитель, руководитель Центра иностранных языков UP.
- Елена, как удается конкурировать с бесплатными методами изучения языка? Ведь их обилие зашкаливает - видеокурсы, бесплатные вебинары, приложения и т. д.
- Коммуникативный метод преподавания иностранных языков подразумевает непосредственный контакт педагога и студента. Более того, это тот случай, когда обучение в группе происходит, как правило, более успешно, чем в индивидуальном порядке, за счет большего количества возможных вариантов коммуникации (ученик-учитель, ученик-ученик, группа учеников и т.д.) Интернет-ресурсы, видеокурсы и пр. в этом отношении проигрывают по качеству, не обеспечивая полноценного общения на занятии.
Обучение по скайпу, пожалуй, наиболее коммуникативно, но и в этом случае преподаватель ограничен в выборе приемов подачи и закрепления материала. Также не следует забывать, что у людей, начинающих заниматься иностранными языками, разные цели. Многие приходят на курсы общаться, приобрести полезное хобби.
Если говорить о подростках и маленьких детях, в большинстве случаев педагог помогает осознать и прочувствовать, зачем они приходят в центр, – это огромная работа над мотивацией, которая опять-таки сводится, к интересному общению, играм.
Вот и получается, что в плане эффективности нет ничего лучше старого, доброго общения в группе. Все остальные способы неплохи как вспомогательные средства отработки материала и повышения мотивации.
ТЕБЯ НЕТ ONLINE – ТЕБЯ НЕТ НИГДЕ
- Какие самые эффективные способы найти клиентов?
- Открывая свой центр "с нуля", мы столкнулись с тем, что приходится пробовать разные виды рекламы.
Конечно, главный способ найти клиентов – интернет-реклама. Если тебя нет online, тебя нет нигде. Также важно в самом начале сформировать свой корпоративный стиль, стать узнаваемым.
А дальше работаем на развитие имиджа: лучше сарафанного радио не работает ни один способ рекламы.
Очень важно научиться общаться – стремиться взаимодействовать с частными компаниями и гос. учреждениями, быть на виду.
- Какие вы используете способы сделать клиентов постоянными?
- От ухода даже очень лояльных клиентов нельзя застраховаться. Тем не менее, нельзя рассчитывать на постоянство клиентов, если не думать об их комфорте. Клиента надо любить, понимать, уметь решать любые проблемы, часто приходится идти навстречу, уступать – стопроцентная бескомпромиссность здесь играет против компании. Индивидуальный подход, искреннее участие в клиенте и любовь к тому, чем вы занимаетесь – если все это есть у вас в центре, зачем клиенту искать что-то на стороне?
ХОРОШИЙ ПЕДАГОГ – ЭТО ТРИ В ОДНОМ
- Как происходит отбор преподавателей, удается ли сформировать коллектив?
- Мы очень тщательно относимся к набору персонала. Хороший педагог – это и учитель, и психолог, и актер, – три в одном. Харизма и умение нравиться людям – не менее важные требования, чем высокий уровень владения языком.
В вопросе борьбы с текучкой деньги играют далеко не первую роль. Гораздо важнее обеспечить спокойную, комфортную атмосферу в коллективе. Работать без стресса, иметь возможность развиваться в творческом и профессиональном плане, получать положительную оценку своей деятельности, иметь поддержку, как эмоциональную, так и методическую – все это ценит хороший педагог.
Центр не может предоставить качественные услуги, если каждый в нем сам по себе. Итог работы – это всегда заслуга всего коллектива, где преподаватели готовы помогать друг другу.
- Как школе иностранных языков идти в ногу со временем?
- Нужно всегда быть в курсе, нельзя открыть школу, набрать преподавателей и успокоиться. К сожалению, многие так и работают – запустили группу, закрыли дверь за преподавателем, и что там происходит – не особо интересно.
Роль методиста в том, чтобы:
- обеспечить преподавателя постоянной методической поддержкой – быть источником идей, техник и приемов работы. Есть такое понятие в нашей профессии – Constant Professional Development – это актуально и для преподавателя, и для методиста;
- сотрудничать с представителями издательств, чтобы иметь доступ к новейшим пособиям, с охотой принимать предлагаемые новинки (благо, сейчас их великое множество);
- интерес к техническим новинкам сейчас диктует "переформатирование" процесса обучения. Активно используются планшеты, онлайн-платформы, электронные системы обучения, интерактивные доски – все это работает на мотивацию и помогает оптимизировать работу учителя. Магнитофон, доска, бумажные наглядности – еще пять лет назад курсы ограничивались таким набором. Сейчас это стало затратно, неэффективно, неинтересно.
- Какие способы изучения языка неизбежно погибнут?
- Не верю в аудио-лингвистический метод (прослушивание диалогов с повторением фраз на дисках) – нет связи с реальностью. Такой метод не тренирует навыка выбора языковых конструкций в той или иной ситуации, соответственно, не происходит коммуникация.
Далеко не всем подходит и грамматико-переводной метод. Поэтому часто к нам приходят люди, которые идеально знают грамматику, обладают богатым набором лексики, а общаться на языке не могут. Нужно обладать действительно сильной мотивацией к изучению языка, и доступом к частым контактам с носителями, чтобы воплотить результаты такого обучения в жизнь. Такая методика (отработка грамматических конструкций на многочисленных упражнениях, переводы текстов и т. п.) будет долго еще практиковаться, так как она не требует особых усилий со стороны учителя, удобна для репетиторов, основная задача которых – подтянуть детей к школе, где фокус учителей, опять таки, зачастую на грамматике и умении читать и переводить.
Интервью организовала Юлия Черняева
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?