Менторство как метод. Его преимущества и эффективность
Современное образование стремительно обрастает новыми тенденциями: оно решительно отходит от традиционного теоретического подхода в пользу реальной, практической связи с объектом изучения. Представители бизнес-среды заинтересованы в результате больше, чем в условном проекте, поэтому новые технологии и методы работы рассматриваются как более предпочтительные. А для разработки и внедрения таких технологий нужны соответствующие кадры. Таким образом, процесс получения более качественного и быстрого результата строится на подготовке технически подкованных специалистов, не только понимающих механизмы работы отрасли, но и умеющих грамотного их применять на практике. Рассказывает Екатерина Смирнова , эксперт SF Education.
Достичь поставленнцю цель можно с помощью такого образовательного подхода, как менторство или менторинг . Сам термин менторство означает «поучение», английское слово mentor может быть переведено как куратор, наставник или руководитель.
Читайте также: Обучение персонала: школа талантов, клуб киноманов и другие
Менторство (наставничество) – это обучение с помощью предоставления видимой модели действий и обратной связи в процессе освоения навыком . Иными словами, это комплексный метод обучения, в котором более опытный сотрудник делится своими навыками и умениями с менее опытным по принципу «учу тому, что знаю сам». Метод менторства подразумевает реализацию четырех основных этапов: «подготовка, обсуждение, уполномочивание и завершение».
Обычно менторинг предполагает
- наличие четкого плана у наставника,
- обратную связь в процессе освоения каждого из рабочих аспектов и
- ограничение по времени и по количеству участников под началом ментора.
Каждая компания устанавливает сроки и количество учеников индивидуально.
Сегодня менторинг – одна из актуальнейших образовательных технологий. Ее использует Сколково (образовательная программа «Менторская программа Сколково»), образовательный проект «Технопарк», «Мой ментор» и многие другие.
Наставничество как метод нужно для того, чтобы:
- создавать личным примером мотивацию для обучения;
- передавать накопленные знания и навыки внутри компании;
- раскрывать потенциал обучающегося сотрудника.
Преимущество менторства перед другими образовательными технологиями заключается в том, что оно предоставляет возможность обучения прямо на рабочем месте. При этом оно выгодно отличается от, например, внутреннего обучения тем, что предполагает наличие персонального контакта с наставником. Обычно корпоративное обучение включает в себя посещение вебинаров, просмотр обучающих роликов и участие в онлайн-курсах, но не дает возможности оценить свои успехи через призму опыта более компетентного коллеги. Менторский принцип обратной связи – один из основополагающих, именно он во многом обуславливает эффективность данной технологии .
Менторинг сочетает в себе коучинг и преподавательскую деятельность: здесь и теоретическая база, и практическое освоение навыка, и обратная связь. Наставник рассказывает, как работает та или иная рабочая технология, показывает, как он ее реализует, затем дает возможность ученику опробовать свои собственные силы, после чего дает оценку его действиям с помощью пояснительного комментария.
Ментор может выполнять различные функции в процессе взаимодействия со своим протеже, однако цель его работы всегда одна: выбрать наиболее эффективную тактику обучения и научить молодого специалиста конкретным компетенциям. Исследователи разделяют этапы развития ученика, через которые он должен пройти вместе с наставником:
- Неосознанная некомпетентность – новичок не ориентируется в потоке информации, не понимает, какими навыками должен овладеть;
- Осознанная некомпетентность – новичок понимает, какими именно навыками он не обладает и хочет их освоить;
- Осознанная компетентность – сотрудник владеет навыком в полной мере, но постоянно находится под внешним контролем;
- Неосознанная компетентность – сотрудник владеет навыком и автоматически его применяет, способен самостоятельно анализировать дальнейшие перспективы собственного роста и вычленять слабые стороны.
С точки зрения ментора эти же стадии выглядят несколько иначе:
- Инициация – наставник получает ученика, начинает формировать условия для продуктивного взаимодействия и ставит обязательные задачи для развития протеже;
- Культивация – между участниками образовательного процесса уже установлен контакт, ментор постепенно включает новичка в процесс и показывает механизмы работы, предоставляет возможность для практики;
- Сепарация – протеже овладел навыком в достаточной мере, поэтому наставник постепенно снижает уровень контроля;
- Реформация – цели менторства достигнуты, протеже способен самостоятельно выполнять свои обязанности в качестве специалиста.
Таким образом, менторство как образовательная технология формирует сотрудника, способного к критическому мышлению. Он не только осваивает прошлый опыт старших коллег, но и трансформирует его в зависимости от регулярно меняющихся нужд компании. Так формируется сообщество коллег с индивидуальным взглядом на рабочий процесс, но обладающее одинаковой первоначальной базой знаний и навыков . В конечном счете работодатель имеет квалифицированных подчиненных, способных решать задачи как индивидуально и независимо, так и работая в команде.
Смотрите также: Как ДОМ.РФ организовал подготовку профессионалов по новой специальности
Для того, чтобы успешно достигнуть заявленных целей, ментор должен применять ряд обязательных методик в своей работе с учеником:
- консалтинг (воодушевлять и выслушивать, определять проблемы),
- коучинг (помогать в освоении навыками) и
- тьюторинг (разъяснять материал).
Очень важно создавать дружескую и доверительную атмосферу взаимодействия, которая часто трансформируется в настоящую дружбу по окончанию процесса обучения. А позитивные условия контакта между сотрудниками во многом определяют коммерческий успех всей организации. Следовательно, менторство как метод позволяет не только обучить новых сотрудников, но и внедрить их в коллектив, что в итоге повысит производительность труда не только одного отдельно взятого работника, но и отдела в целом.
Любое обучение – это инвестиция, а инвестиция должна окупаться. Одна консалтинговая компания представила результаты из расчета на одного молодого специалиста, полученные после внедрения системы наставничества (СН) у клиента:
Очевидно, что технология менторства помогла оптимизировать издержки, и целесообразно ее использовать дальше.
Что имеем в сухом остатке: менторство – эффективный метод обучения, который позволяет получить квалифицированного специалиста, улучшить взаимоотношения между сотрудниками внутри компании, увеличить производительность труда и сократить затраты компании на обучении и поиске сотрудников.
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?