L&D-команды: как развиваться тем, чья работа — развивать людей?
L&D-команды помогают людям получить новые знания и навыки, а бизнесу — справляться с вызовами среды и расти. Но часто L&D-профессионалы испытывают сложности с собственным развитием. Алексей Суханов, проректор по исследованиям и инновациям, СберУниверситет и Анастасия Воробьева, руководитель проекта EduTech Club, СберУниверситет, расскажут, как мировая практика предлагает подойти к развитию образовательных команд.
Есть несколько маркеров, которые могут свидетельствовать о том, что L&D-отдел находится в стагнации.
● Работа по шаблону, достижение только краткосрочных целей. В обучение давно не внедрялись новые подходы, или внедрялись спорадически и ненадолго; много времени уделяется операционной деятельности.
● Чрезмерные перегрузки и недостаток ресурсов. У сотрудников отдела обучения и развития нет времени, планов развития, внутрикомандных образовательных активностей.
● Дефицит поддержки и доверия от бизнеса. Бизнес не видит ценности в результатах работы L&D, а подразделение обучения и развития не может сформулировать свой вклад в бизнес-стратегию.
Если вы замечаете подобные тенденции в своей L&D-команде, возможно, пришло время пересмотреть подход к ее развитию.
Что понимается под развитием образовательных команд в мировой практике?
В 2013 году ATD, авторитетная ассоциация для профессионалов по обучению и развитию, опубликовала модель компетенций специалистов T&D. В то время от L&D-специалиста ожидали в основном владение профессиональными навыками (разрабатывать программы, вести тренинги, оценивать результаты). В 2019 году появилось обновление этой модели — Talent Development Capability Model. На первый план вышли компетенции по работе с бизнесом и развитие персональных навыков.
Talent Development Capability Model 2019 состоит из трех ключевых элементов:
- Личные способности: коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, этика, адаптивность и гибкость.
- Профессиональные способности: педагогический дизайн, управление обучающими программами, оценка эффективности программ, коучинг и менторинг.
- Организационные способности: синхронизация с бизнес-стратегией, управление проектами и изменениями, аналитика данных, управление знаниями.
Теперь специалист по обучению — это партнер, внутренний «консультант» по развитию людей. Он действует в связке с глобальными целями компании, разбирается в специфике, знает стратегию развития, умеет эффективно договариваться и работать в команде.
Компания LinkedIn на основе собственного исследования The Most In-Demand Skills 2024 предлагает следующие зоны развития конкретно для L&D-команд.
- Бизнес. L&D-профессионалам необходимо быть более адаптивными и ориентированными на бизнес, чем когда-либо прежде.
- Коммуникация. Все более важными становятся навыки межличностного общения.
- ИИ-грамотность. Обязательный навык — умение использовать ИИ для повышения эффективности и масштабируемости L&D-программ становится важным навыком.
- Аналитическая грамотность. Критически важно иметь аналитические способности, чтобы определять ROI обучающих программ и измерять такие показатели, как бизнес-результаты, продуктивность, удержание сотрудников.
Не будем перечислять конкретные навыки, которые предлагают те или иные исследователи, а сосредоточимся на крупных фокусах.
Фокус 1. Стратегическое видение
Чему учиться: отслеживать лучшие практики и готовиться к изменениям.
Что надо знать и уметь:
● знать тенденции развития технологий, обучающих методов, рынка труда;
● понимать бизнес-тенденции, формирование новых бизнес-моделей, организационных стратегий;
● знать изменения в аудитории обучения, например, поколенческие сдвиги.
Зачем: чтобы вовремя менять подход к обучению и совершенствовать образовательные программы, формировать актуальную стратегию обучения и развития.
Фокус 2. Бизнес-мышление
Чему учиться: понимать общие принципы бизнеса и свою организацию.
Что надо знать и уметь:
● понимать ключевые факторы, влияющие на бизнес — текущую ситуацию, влияние отрасли или рынка;
● разбираться, как организация достигает своих целей и принимает решения, какие факторы влияют на ее рост;
● знать принципы финансового управления, распределения бюджета, формирования прибыли;
● понимать внутренние процессы компании, структуру организации, основные цели и показатели ключевых подразделений.
Зачем: чтобы синхронизировать стратегию развития и обучения с бизнес-стратегией, принести максимальную пользу организации и сотрудникам, влиять на бизнес-результаты и повышать ценность L&D-процессов.
Согласно отчету LinkedIn 2024 Workplace Learning Report, уже второй год подряд топ-руководители называют наиболее важным фактором успеха L&D-стратегии синхронизацию обучающих программ с бизнес-целями.
Фокус 3. Аналитика
Чему учиться: повышать свою аналитическую грамотность.
Что надо знать и уметь:
● понимать принципы анализа данных, построения прогностических моделей, машинного обучения, систем Business Intelligence;
● уметь собирать и обрабатывать данные для их последующего анализа;
● уметь интерпретировать данные и делать выводы на их основе;
● уметь визуализировать данные, наглядно и понятно их представлять для аудитории.
Зачем: чтобы на основе доказательной базы наладить с бизнесом диалог и обеспечить наиболее эффективные стратегии обучения.
Согласно отчету LinkedIn 2024 Workplace Learning Report, по сравнению с прошлым годом на 54% больше L&D-специалистов указывают в своих деловых профилях аналитические навыки.
Фокус 4. Метакомпетенции
Чему учиться: развивать свои когнитивные и социальные навыки.
Что надо знать и уметь:
● уметь критически оценивать и синтезировать информацию из множества источников;
● уметь качественно коммуницировать - доносить идеи, вести аргументированную дискуссию, слушать и слышать оппонента;
● проявлять творческий подход, искать новые решения, наилучшим образом соответствующие изменяющимся обстоятельствам и требованиям;
● уметь как организовать совместную работу, так и эффективно работать в группе.
Зачем: чтобы принимать эффективные решения на основе фактов, быстро и качественно реализовывать идеи, способствуя построению обучающей культуры в организации.
Фокус 5. Использование ИИ
Чему учиться: применять ИИ для решения комплексных образовательных задач.
Что надо знать и уметь:
● знать глобальные тренды в применении ИИ, кейсы и примеры;
● ориентироваться в технологиях ИИ (генеративный, предобученные нейросети, большие языковые модели, алгоритмы);
● использовать инструменты ИИ на всех этапах образовательного цикла — при планировании, разработке, оценке и проведении.
Зачем: повышать свою конкурентоспособность и усиливать позиции своей организации, быть готовыми к технологическим трансформациям.
Согласно отчету AI in L&D: From talk to action, пока технологии искусственного интеллекта применяются L&D в отношении достаточно простых задач — например, генерация отчетов, простых упражнений или создание чат-ботов. Однако уже есть примеры внедрения более комплексных решений, которые смогут освободить ресурсы L&D-специалистов для стратегических действий.
Что Вы думаете об этом?