Компетентностный подход себя не оправдал: за и против

Компетенции умерли. Да здравствуют компетенции! Почему компетентностный подход, о котором еще недавно говорили из каждого утюга, переживает кризис? Что не так – инструмент не так хорош, как думалось, или не дотянули "доктора", его использующие?

Ответить на эти вопросы порталу HR-tv.ru помогла ответить Надежда Шаумян , эксперт по подбору персонала.

машина, автомобиль, игрушка, едет, компетентностный подход, компетенции, оценка, субъективный подход в оценке, идеальный HR-инструмент, HR-инструмент, индикаторы оценки, баллы, максимальное упрощение понятий компетентностного подхода, понятия компетентностного подхода, Спенсеры, Надежда Шаумян, Инлавка, управление персоналом, персонал, подбор персонала

- Надежда, что изменилось со времени всеобщего увлечения компетенциями до сегодняшнего момента?

- Компетенции себя не оправдали. Часто такое бывает: новый инструмент захватывает умы, и мы верим – вот оно! То самое, доселе неизвестное, но уж точно то, что будет работать на все 100%! Нет, это не так. Компетентностный подход – инструмент сложный, его внедрение и использование требует финансовых, временных и человеческих затрат. Да, он результативный, он открывает нам больше знаний о кандидатах и о сотрудниках, но порой полученная информация не несет в себе ценности, превышающей затраченных сил для ее получения.

Читайте также: Компетенции будущего: что развивать и с чем прощаться

- Почему говорят о кризисе в компетентностном подходе в рекрутинге?

- Казалось бы, идеальный HR-инструмент был найден, но ложкой дегтя оказался субъективный подход в оценке. Разработаны компетенции, описаны индикаторы, составлены вопросы, определены баллы, и тут возникает вопрос "А судьи кто?" По логике, те, кто непосредственно сотрудничает с оцениваемым, но их то тоже надо оценить. А их кто оценит? Замкнутый круг.

Ну, хорошо, закрыв глаза на субъективность, оценили сотрудников в штатном режиме, а тут кризис или другая нестандартная ситуация, и вдруг такой, казалось бы, изученный сотрудник проявляет себя совершенно по-другому (и если бы в лучшую сторону). Вот и еще один недостаток: невозможно предугадать проявление компетенции во всех ситуациях, и особенно в тех, когда хотелось бы быть уверенным в поведении сотрудника.

Несмотря на все вышесказанное, более объективного подхода HR-человечество еще не придумало.

- Кризис закончился или продолжается?

- Кризис только начался, как итог нас ждет максимальное упрощение понятий компетентностного подхода , сворачивание его обратно в HR, бизнес не примет этот инструмент.

Читайте также: 3 способа оценить компетенции сотрудника

- Почему многие специалисты считают внедрение компетентностного подхода чересчур сложным, а руководители чураются терминов в описаниях компетенций?

- И правильно считают, это действительно сложный инструмент, и руководители не обязаны экспертно в нем разбираться. Проблемное внедрение, и, как следствие, наступление кризиса – результат слепого следования Спенсерам , насаждение сложного там, где это не добавляет ценности.

- Как бы вы объяснили подобным руководителям, которые "переели" терминов, преимущество компетентностного подхода простыми словами?

- Советую коллегам ориентироваться на максимальное упрощение в компетентностном подходе: сокращать количество компетенций, объединять схожие, убирать сложную систему оценки , убирать вообще этот подход там, где это не нужно (например, среди рядового персонала, где от сотрудника требуется минимальный функционал).

Тогда и руководителям будет понятна ценность данного инструмента, и принятие его будет менее болезненным.

- Как советуете его вводить в организации?

- Только после честного общения с теми компаниями, где компетентностный подход внедрен более 2 лет, после четкого понимания того, что это не волшебная палочка, а лишь один из инструментов при оценке персонала. Ну и главное, максимально просто, избавившись от всех термитов и понятий, которые могут быть непонятны участникам процесса оценки в компании.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.

Редакция
Топ-5 ошибок в договоре ГПХ с самозанятым

В условиях растущей популярности самозанятости и перехода многих специалистов на упрощенные налоговые режимы, правильное оформление договоров становится особенно важным. Неправильные формулировки, отсутствие необходимых условий или нечеткие обязательства могут привести не только к юридическим спорам, но и к финансовым потерям для заказчиков. Эксперты платформы для работы с самозанятыми Qugo провели глубокий анализ договоров для сотрудничества с самозанятыми, и выявили ряд распространенных ошибок, способных существенно увеличить риски таких партнерств. В этой статье они расскажут, в каких моментах чаще всего ошибаются компании при составлении договоров гражданско-правового характера (ГПХ) с плательщиками налога на профессиональный доход (НПД) и предложат рекомендации по устранению этих ошибок.