Какому сотруднику нельзя доверять наставничество?

Процесс передачи знаний, читаем наставничество, требует и от наставника, и от подопечного определенных личных и профессиональных качеств. Чтобы не превратить познание нового в кошмар для всех участников, стоит сразу определить границы дозволенного. В противном случае велик риск того, что обучение закончится, не начавшись. Все люди, так или иначе, носят маски – вопрос в том, насколько выбранное амплуа годится для работы с людьми. Эксперт HR-tv.ru региональный директор Фонда «Будущие Лидеры» Тимур Али-Заде рассказал о личностных и профессиональных характеристиках сотрудников, которым не рекомендуется становиться наставниками.

Кому нельзя доверять наставничество

Те, кто любит «давить» авторитетом

В процессе наставничества не может быть отношений «управляющий – подчиненный».  Сам факт подобного типа отношений предполагает взаимоуважение и готовность слушать и слышать друг друга. Особенно ярко этот конфликт может быть выражен при серьезной разнице в возрасте между ментором и менти. Хороший учитель стремится и научить, и научиться.  Для этого необходимо уметь наладить равноправное взаимодействие, несмотря на возраст и опыт.

Те, кто против нововведений

То, что было возможным 10 лет назад, сегодня уже устарело. То, что было инновацией вчера – сегодня уже реальность. Хороший наставник понимает, что инструменты и решения  его времени, сегодня уже чуть ли не «забытая древность». Это как умение считать на счетах – научиться интересно ради развлечения, но никто не будет проводить подсчеты на них, ведь калькуляторы уже есть чуть ли не в кофеварке. Соответственно, чтобы процесс обучения был полезным ученику, наставник должен обладать самыми современными навыками, быть в крусе последних трендов и предугадывать нововведения. Открытая конфронтация в стиле «вот мы в вашем возрасте» – не добавит теплого отношения между участниками процесса однозначно.

Те, кто слишком критически мыслит

Целью бизнеса является получение прибыли, поэтому усилия и время заточены на достижение этой цели. Если наставник не готов давать время на подготовку и не приемлет ошибки, то вряд ли он сможет передать знания ученику. Процесс наставничества требует множества усилий, времени и, что самое важное, ошибок со стороны ученика. В противном случае обучение будет носить поверхностный характер, а ученик приобретет только теоретические знания, не подкрепленные практикой.  Сюда же можно добавить недоверие и изначальный пессимизм по отношению к подопечному: все процессы будут испорчены, дело завалено, результата не будет.  С таких подходом провалится даже самая проработанная идея, а  обучаемый будет себя чувствовать как на эшафоте.

Читайте также: Как выбрать коуча

Те, кто не умеет слушать и понимать

Нередки ситуации, когда ученик может прийти к наставнику за советом, касающимся личных вопросов. Важно, чтобы в такой ситуации наставник не задавил опытом своей личной жизни и не отправил ученика к родителям или близким людям. Вопрос доверия – один из ключевых в формате наставничества, поэтому нужно отделять личное от  профессионального, но при этом быть готовым к подобной ситуации.

Те, кто не хочет нести ответственность

Процесс обучения предполагает ответственность за качество переданных знаний и умений. Именно поэтому в процессе обучения претензии сначала предъявляются учителю, а потом уже ученику.  Если наставник занимает позицию «я показал-рассказал, а он не смог», то значит ментор не готов нести ответственность за свои слова и действия. У всех разная скорость чтения, понимания и «переваривания» информации. И не стоит сбрасывать со счетов неумение некоторых людей преподавать и объяснять в принципе.

Те, кто относится формально

Качественное обучение предполагает участие двух человек с полной отдачей и готовностью работать на результат. Формальный подход, в рамках которого обучение начинается в строго отведенное время или в строго отведенном месте, без присутствия эмпатии между людьми будет походить на муштру, а не на наставничество. Формальное обучение по качеству ничем не отличается от «нарисованной» оценки. Сюда же стоит отдельно упомянуть про отсутствие эмпатии. Если наставник не готов принять, что подопечный – живой человек, с чувствами, эмоциями и проблемами, которые могут повлиять на обучение, то не стоит и начинать.

Те, кто принимает близко к сердцу

Обратная ситуация: когда наставник считает подопечного чуть ли не ребенком, за которого все нужно делать, всячески холить-лелеять-оберегать и ни в коем случае не допускать ни до чего – а вдруг поранится! Помимо этого, учитель не должен участвовать во всех делах своего подопечного, особенно, если это личные заботы последнего.  Ученик может рассказать о своих неприятностях или проблемах личного характера, но только по своему усмотрению. И тут наставник должен суметь отделить личное от профессионального.

Наставничество предполагает формат, где нет места формализму или регламентам. На выходе ментор и менти должны стать партнерами. Между ними возможны дружеские отношения, профессиональные, но это не должно выходить за рамки разумного.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах
Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.