Как привить сотрудникам лидерские качества
О том, что такое понятие «лидерство», как развить в себе лидерские качества и привить их сотрудникам рассказывает HR-директор корпорации «Синергия» Дмитрий Плеханов .
Само по себе понятие «лидерство» относится, скорее, к личным качествам. Лидер — это человек, который способен влиять на людей, имеет достаточную внутреннюю силу, харизму и готов вести за собой. Далеко не всем управленцам удается стать лидерами, не говоря уже о руководителях и рядовых сотрудниках. Чаще всего человеку удается преуспеть в чем-то одном и он на этом останавливается. Лидер не довольствуется единственной победой или единственным преимуществом, он должен быть жадным до успеха и не давать себе расслабляться.
Читайте также: 3 правила подбора команды яркому лидеру
Несмотря на то, что это понятие в большей степени относится к особой поведенческой модели, лидерские качества возможно развить.
Каким образом?
— Научитесь чувствовать ответственность.
Если вы ставите перед собой цель стать лидером, вы должны ощущать ответственность за свою работу. Руководители должны брать на себя ответственность за действия подчиненных, а рядовые сотрудники выполнять обязанности по-максимуму и быть готовыми отчитаться по каждой задаче. Вам следует забыть об отговорках: «не успел», «забыл», «был слишком загружен». Нужно научиться понимать, какие причины стоят за каждой неудачей в работе и как можно скорее с ними разбираться.
— Будьте самокритичны.
Самокритика важна для того, чтобы двигаться вперед. Лидер не должен быть доволен собой на 100%.
— Не ставьте на первый план личные интересы.
Лидеры не существуют по одиночке, им необходима команда — группа людей, которых он будет вести за собой, вдохновлять и поддерживать. Поэтому не стоит ориентироваться исключительно на собственную точку зрения. Надо продумывать все варианты развития событий и выбирать те решения, которые приведут к наиболее благоприятным последствиям для рабочего процесса. Рассчитывать единственно на себя, свои идеи и решения — это деструктивный путь.
— Позвольте себе ошибаться.
Ошибки — это еще одна возможность получить опыт. Всегда можно оценить, какого рода та или иная ошибка, как часто вы ее совершаете и какие факторы ее спровоцировали. Правильное отношение — производить детальный разбор каждой конкретной ошибки и, опираясь на этот анализ, находить иные решения. Даже если на последствия повлиять невозможно и задача закрыта, нужно проработать эту ситуацию, найти правильное направление мысли, верные решения, при которых данной ошибки бы не случилось.
— Будьте заинтересованным.
Лидер должен быть поглощен процессом. Ему должно доставлять удовольствие решение рабочих задач. Вам следует поддерживать в себе этот азарт, заражать окружающих своим энтузиазмом.
Как помочь сотрудникам стать лидерами?
Как поспособствовать развитию в сотрудниках лидерских качеств, ответить не так просто. Стоит учесть в первую очередь тот факт, что не каждый человек стремится стать лидером. То есть ваша первостепенная задача — заставить подчинённых поверить в себя, поставить цель, посеять внутри коллектива здоровую конкуренцию, а затем — взращивать лидеров.
Как взращивать лидеров?
«Истинное лидерство произрастает из индивидуальности. Конечно, иногда результат не идеален. Но лидеры должны стремиться к подлинности, а не к совершенству», — считает Шерил Сандберг, операционный директор социальной сети Facebook .
— Нанимайте личностей, мыслящих в разном направлении.
Если вы решили озаботиться этим вопросом на этапе формирования команды, то проследите за тем, чтобы каждый сотрудник был личностью, индивидуальностью, способной к смелым решениям. Нельзя набирать команду из похожих людей, мыслящих в одном направлении. В лучшем случае это поможет вам быстро установить дружеские отношения внутри коллектива, но не настроит на эффективную работу. Сделайте себе установку, что ваши подчиненные должны будут трансформироваться в единый организм, поддержание которого будет осуществляться, благодаря дополнению друг друга, а не выполнению одних и тех же функций на разных уровнях.
— Опирайтесь на культуру исполнения.
От культуры исполнения зависит 80% успеха. Вы должны стать примером для своей команды. Только в этом случае возможно убедить сотрудников, что поставленные цели должны выполняться качественно и в соответствии с установленными дедлайнами.
Как это сделать?
- Ставьте понятные цели и доступно доводите их до подчиненных.
- Обозначайте конкретные и адекватные сроки выполнения.
- Определяйте зоны ответственности для сотрудников самостоятельно.
- Следите за процессом работы.
- Решайте проблемы.
- Отмечайте положительные и отрицательные моменты.
Смотрите также: Без сохи – не пахарь, без молотка – не кузнец: инструменты эмоционального коучинга
— Концентрируйтесь на сильных сторонах подчиненных.
Изучите ваших сотрудников, выявите их слабые и сильные стороны, старайтесь использовать сильные и обходить слабые.
— Мотивируйте сотрудников.
Лучше всего, чтобы вы сами стали для них своеобразным вдохновителем, источником мотивации. Будьте к ним внимательны и постарайтесь найти к каждому индивидуальный подход. Самое важное для работника — чувство значимости. Он должен ощущать, что вовлечен в процесс и без его участия пазл бы не сложился.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?