Как мотивировать команду на творчество: рабочие инструменты для лидера
Наиболее распространенными ответами руководителей на вопрос «Как вы мотивируете своих сотрудников?» являются «материальное поощрение» и «похвала». Хотя похвала может временно стимулировать творческую активность, многие руководители признают, что используют ее редко. Материальное поощрение, согласно исследованиям Фредерика Герцберга, является «гигиеническим» фактором, который не способствует повышению мотивации и не вдохновляет на новые достижения, а лишь удерживает сотрудников на рабочем месте. Эти выводы, сделанные более 60 лет назад, остаются неизвестными для большинства современных руководителей.
Когда я провожу тренинги по лидерству для руководителей среднего звена и топ-менеджмента, неизменно задаю вопрос: «Какие мотиваторы вы используете в повседневной управленческой деятельности?» Чаще всего отвечают «материальное поощрение» и «похвала».
Отчасти руководители правы: похвала действительно может мотивировать и стимулировать творческую деятельность человека, но, к сожалению, лишь на короткий промежуток времени. Более того, на уточняющий вопрос: «Как часто вы хвалите сотрудников?» — многие отвечают, что это происходит «редко или нечасто».
Что касается материального поощрения, то этот мотиватор, согласно исследованиям всемирно известного эксперта по мотивации Фредерика Герцберга, относится к «гигиеническим» факторам. Он не повышает энергию человека для новых свершений и не стимулирует творческой деятельности, а лишь удерживает сотрудника на работе.
Когда я рассказываю об этих выводах, сделанных Герцбергом более 60 лет назад, становится очевидным, что подавляющее число современных руководителей о них никогда не слышали.
Кто такой Фредерик Герцберг и в чём суть его теории мотивации?
Герцберг — американский психолог, ставший одним из самых известных экспертов в области мотивации сотрудников. Его работа «Еще раз, как вы мотивируете сотрудников?» (One More Time, How Do You Motivate Employees?), опубликованная в 1968 году, стала самой востребованной статьёй в «Harvard Business Review».
Герцберг разработал двухфакторную теорию, выделив «гигиенические факторы» (удерживающие сотрудника) и «мотиваторы» (повышающие вовлечённость и уровень энергии в работе).
К гигиеническим факторам относятся заработная плата, условия офиса, корпоративный автомобиль и социальный пакет; к мотивирующим — достижение и успех, профессиональный вызов, карьерный и профессиональный рост, признание, коллектив и ответственность.

Что подразумевают мотивирующие факторы по Герцбергу?
- Достижение и успех - человека вдохновляет выполнение или перевыполнение важного показателя, он испытывает гордость за успешно реализованный проект;
- Профессиональный вызов - человека увлекают новые и сложные задачи, относящиеся к его сфере деятельности;
- Признание - некоторым людям важно регулярно слышать похвалу и получать признание от руководителей и коллег;
- Коллектив - для человека принципиально работать в хорошей, открытой и доверительной атмосфере;
- Ответственность - человеку важно, чтобы его воспринимали как надёжного специалиста, способного справиться с любой задачей;
- Карьерный и профессиональный рост - человек не хочет засиживаться на одной должности и ожидает видеть регулярный прогресс в карьере или в профессиональном развитии.
Руководителю необходимо чётко понимать, что именно мотивирует сотрудника, и использовать эти знания для повышения уровня энергии и достижения целей, связанных с творческой деятельностью.
Ответ на вопрос «Что мотивирует моего сотрудника?» всегда индивидуален: он зависит от личности и от конкретной ситуации.
Как понять, что мотивирует сотрудников?
Проверяйте свои предположения
Убедитесь, что ваши представления о мотивации соответствуют реальности. Постарайтесь отрешиться от прежних убеждений и взглянуть на ситуацию свежим взглядом.
Задавайте вопросы
Лучший способ узнать мотивы сотрудника — спросить напрямую. Узнайте, какие цели у людей, что они ценят в работе, какой видят идеальную атмосферу в коллективе.
Наблюдайте за поведением
Люди не всегда могут объективно рассказать о себе. Важно наблюдать, в каких ситуациях сотрудник начинает прикладывать больше усилий и проявлять энтузиазм, а когда интерес к работе падает.
Пробуйте влиять на мотивацию
Ориентируясь на то, что узнали, поэкспериментируйте с несколькими способами влияния на сотрудника.
Продолжайте разговор
Регулярно отслеживайте, как меняется мотивация сотрудников. Умение выслушать и разделить эмоции сотрудника само по себе способно повысить его мотивацию.
Даже если проблемы с мотивацией не стоят остро, вспомните слова Тома Гилберта, одного из выдающихся мыслителей в области повышения производительности: «Если способности двух работников равны, увлечённый сотрудник добьётся примерно на 70% большего результата».
Профессор Гарвардской бизнес-школы Тереза Амабиле в статье для Harvard Business Review пишет, что успех в творческой работе зависит от внутреннего состояния человека, его эмоций и мотивации. Амабиле отмечает два ключевых фактора: понимание осмысленности дела и ощущение ежедневного прогресса.
Заключение
Таким образом, чтобы стимулировать творческую деятельность, руководителю доступны два пути:
Первый — индивидуальный подход: понять, какие мотивы работают на конкретного сотрудника.
Второй — обеспечить сотрудникам осмысленную работу и ощущение ежедневного продвижения.
Обе стратегии позволяют пробуждать и поддерживать энергию, необходимую для творчества и новых свершений.
Что Вы думаете об этом?