Как грамотно делегировать полномочия, научиться отпускать контроль и доверять сотрудникам
У руководителя в команде очень много задач, одна из которых – делегирование. Ее с уверенностью можно назвать основополагающей для позиции менеджера, ведь если он не умеет распределять задачи по сотрудникам, то он просто остается таким же исполнителем. О том, когда и как правильно делегировать полномочия, рассказывает Женя Качалова, основатель ресторанной группы Bazar Family.
Зачем и как делегировать
Задача руководителя – передать часть своих обязанностей сотрудникам таким образом, чтобы все необходимые для жизни бизнеса операционные процессы выполнялись без перебоев и заминок. Таким образом, будет оставаться время и на развитие компании, и на поиск и реализацию новых идей. Кому-то такой подход может даваться с чуть большим трудом.
Для того, чтобы делегировать правильно, следует определить сильные и слабые стороны каждого члена команды. В соответствии с личными и профессиональными качествами и следует распределять задачи. Однако далеко не все аспекты работы подходят для делегирования: есть часть задач, которые менеджер/владелец бизнеса должен оставлять на себе.
Здесь, безусловно, многое зависит от самого человека. Есть более идейные руководители, другие же – более системные. Однако довольно очевидно, что руководитель сам по себе – это мотиватор и вдохновитель, энергией которого заряжаются все сотрудники, включая и топ-менеджмент. Именно поэтому систему мотивации, идейную историю, определение внутренней политики лучше оставлять на себе. Даже если руководитель больше про системность и контроль, нежели вдохновение, у него все равно должна быть собственная философия, свои способы коммуникации и мотивации. Без этого не будет работать ни один, даже самый продуманный бизнес.
Как понять, что пришло время передать задачу сотруднику
Наиболее актуальным делегирование становится в момент расширения бизнеса. Работа над более чем одним проектом строится совершенно по-иному: руководитель должен быть готов к погружению в каждый проект и работе над ним, налаживанию всех процессов, достижению качественных показателей. И зачастую пул работы настолько огромен, что времени на привычные задачи уже не остается, а график приходится полностью перерабатывать.
В таком случае очевидно, что вам нужны грамотные управленцы на местах, так как вы лично уже не сможете разрываться среди команд разных проектов, уделять каждому внимание и дарить свою энергию. Именно поэтому расширение бизнеса и делегирование полномочий – взаимосвязанные процессы, идущие в ногу друг с другом. Конечно, рост бизнеса и прибыли за счет количества проектов – это очень здорово, но он не будет иметь никакого смысла, если владелец всего этого вынужден работать за нескольких специалистов из-за неумения делегировать задачи.
Я делегирую задачи, но все равно ничего не получается, что делать?
Далеко не все понимают делегирование правильно и вместо того, чтобы полностью оставить задачу на плечах доверенного сотрудника, постоянно вмешиваются в каждый этап работы и не дают принимать решения. Безусловно, на первых этапах работы нужны подробные инструкции и по необходимости сопровождение, так как просто взять и передать просто не получится. Однако роль ментора совсем не равна роли участника, и их нужно строго отделять в рабочем процессе.
Доверять сотрудникам непросто, этому нужно долго и упорно учиться, настраивать себя на позитивный результат. В настройке доверительных отношений в команде поможет грамотный подбор сотрудников. Для руководителя и его продуктивности важно окружить себя людьми, разделяющими ваши ценности и подход компании к работе, смотрящими с вами в одном направлении. Найти такого сотрудника непросто: скорее всего придется отобрать множество кандидатов, но результат будет стоить того.
Нередко рестораторы, да в принципе бизнесмены, закрывают позиции в своих проектах по принципу того, что вакансию должен кто-то занять, а кто – уже не так важно, лишь бы пробел был заполнен. Правда, довериться таким кандидатам сложно, ведь ценности у всех разные, а работать с людьми совершенно противоположных взглядов, даже если они большие профессионалы, сложно и контрпродуктивно.
Кроме того, могут быть случаи, когда при стремительном развитии компании, сотрудники просто не успевают за ней или не хотят успевать. В какой-то момент становится понятно, что такие люди остаются на одном месте и не развиваются вместе с остальной командой. Расставаться с теми, кто долго работал, сложно, но для того, чтобы команда не стагнировала, это нужно делать.
Подводим итоги
Стоит ли отпускать контроль на 100%? Нет, но важно правильно его распределять, приоретизировать свои задачи, работать с ресурсами. Контроль важен на любом этапе работы и он связан с делегированием в том числе. Например, в наших заведениях система контроля включает службу тайных гостей, премии и штрафы, контрольно-ревизионный отдел. Но это вовсе не значит, что за каждым из этих подразделений пристально следит руководитель. Они работают достаточно автономно, хотя поначалу многими задачами занималась я сама, а также просила знакомых о помощи.
Например, служба тайных гостей появилась не сразу. Поначалу я сама исполняла эту роль, привлекала друзей. Но с ростом бизнеса эта система проверки была передана в руки команде. Сейчас она выстроена на базе собственного бренда, а наши тайные гости регулярно проверяют заведения по разным критериями, будь то конкретные блюда или уровень обслуживания.
Принцип “хочешь сделать хорошо – делай сам”, конечно, работает, но лишь при малом количестве задач по проекту. Когда бизнес разрастается, расходовать свое время и силы на то, что можно передать профессионалу в команде, попросту неправильно. Не бойтесь делегировать, как бы сложно это не было. Ведь помимо того, что вы сами будете более продуктивны в таких условиях, команда также окажется более мотивированной и эффективной в доверительных отношениях с руководителем.
Что Вы думаете об этом?