Как дети, ей богу. Как управлять самыми умными

Почему самые креативные сотрудники обижаются как дети, как им помочь развивать "взрослые" качества без потерь в нестандартном подходе, что надо знать, чтобы ими управлять, и как самому заделаться интеллектуалом? Порталу HR-tv.ru помог разобраться в вопросе  общественный деятель, психотерапевт Европейского реестра, кандидат медицинских наук Марк Сандомирский.

парень, человек, мысль, IQ, интеллект, айкью, интеллектуал, бизнесмен, интеллект  эффективного бизнесмена, интеллект бизнесмена, ум, успех, длинные, а не короткие мысли, бизнес-интуиция, Марк Сандомирский, мозг становится ценным ресурсом, умственный потенциал, развитие правополушарных ресурсов мозга (эмоционального интеллекта, творческих способностей, креативности)

- Марк, что может дать компании персонал с высоким  IQ?

- В связи с обострением технологической конкуренции действительно одаренные сотрудники начинают представлять бОльшую ценность для технологических компаний, это как раз случай, когда человеческий капитал конвертируется в зарплату с высоким коэффициентом. Связано это с тем, что возникают островки знаний, где инновации дают конкурентные преимущества и в результате каждый сотрудник Apple, Google, Facebook приносит фирме по миллиону долларов в год прибыли. Фактически мозг становится ценным ресурсом . Но это касается только ИТ и других высокотехнологичных отраслей (например, телекоммуникационные компании или финансово-кредитные организации).

В последнее время все больше возрастает роль EQ - эмоционального интеллекта, в т.ч. и в связи с проблемой профессионального выгорания, жертвами которого последнее время как раз и становятся инициативные и ответственные сотрудники. Затраты на "выгорающих" по Европе 240 миллиардов евро в год.

Читайте также: Высокие отношения. Как руководить персоналом с IQ от 130

- Что рекомендуете сделать управленцам, чтобы максимально эффективно использовать умственный потенциал таких сотрудников?

- Дело в том, что высокий IQ означает умение человека задействовать левополушарное мышление, т.е. пользоваться готовыми знаниями, воспроизводить некоторые стереотипы. Это необходимое условие, но еще не достаточное. Второе условие - креативность и прагматичность. Т.е. так именно новые знания создавать, чтобы можно было применять их на практике. Для того, чтобы сотрудники с высоким потенциалом действительно приносили практический результат, нужно включать в программу их обучения развитие правополушарных ресурсов мозга (эмоционального интеллекта, творческих способностей, креативности).

А сотрудники, наделенные и высоким интеллектом, и креативностью, как правило, обладают еще и высокой регрессивностью. Иными словами, способностью переключиться в творческое "детское" состояние, посмотреть на решаемую задачу нестандартным образом – так, как другим в голову не приходит. Расплатой за эту способность и служить "детскость" характера (обидчивость, эгоцентричность, игровая мотивация).

Отсюда вытекает важнейший практический принцип. Высокоинтеллектуальными сотрудники не столько рождаются, сколько становятся, в том числе в процессе профессионализации, то есть обретения профессионального опыта и непрерывного дополнительного обучения. Полезными в этом аспекте бывают тренинги креативности. А для сглаживания острых граней характера – тренинги коммуникации, эмпатии, саморегуляции.

сова, мудрый, IQ, интеллект, айкью, интеллектуал, бизнесмен, интеллект  эффективного бизнесмена, интеллект бизнесмена, ум, успех, длинные, а не короткие мысли, бизнес-интуиция, Марк Сандомирский, мозг становится ценным ресурсом, умственный потенциал, развитие правополушарных ресурсов мозга (эмоционального интеллекта, творческих способностей, креативности)

- Мало кто из компаний тестирует персонал на IQ. Как определить самых умных сотрудников "на глазок"?

- Это сложный и комплексный вопрос. Для начала все-таки стоит организовать базовый тест на IQ (это сейчас не проблема), если работа сотрудника действительно будет связана с "высокими технологиями". Но проблема в том, что для поиска талантливых сотрудников недостаточно простых тестов на интеллект. Нужно понять, сможет ли сотрудник на практике применить свои способности, поладить с руководителем, влиться в коллектив, быстро и успешно освоить свой участок работы. Зачастую это можно определить только интуитивно. Для этого во время собеседования прислушивайтесь к себе, понаблюдайте за собственными эмоциональными реакциями, а возможно и телесными ощущениями. Не остался ли после собеседования "неприятный осадок", напряжение, дискомфорт?

Или наоборот, вы воодушевлены и прекрасно себя чувствуете? Представьте, как сотрудник выходит на работу, знакомится с коллегами, знакомится с правилами компании - как у вас меняются настроения, ощущения? Если неприятные ощущения усиливаются – это тревожный сигнал. Если же все прекрасно – смело принимайте решение.

- Как советуете выстраивать с ними общение?

- В связи с психофизиологическими особенностями, часто высокий IQ, как ни парадоксально, сочетается со склонностью к лени. Для мотивации таких сотрудников важно их хвалить не только за проделанную, но и ценить их как личностей, т.е. хвалить их за человеческие достоинства.

Для многих из них работа воспринимается как игра, и здесь есть масса способов подпитывать их интерес через геймификацию рабочего процесса (конкурсы, творческая атмосфера и т.п.)

Они также любят быть лучше других, любят соревновательность. Можно соревноваться с другими сотрудниками ("я самый умный"), можно - c собой ("прыгнуть выше головы"), решая задачи повышенной сложности, преодолевая профессиональные вызовы (challenge).

Читайте также: Век живи – век учись, или Что читают для карьеры?

- Каких ошибок нужно избегать, общаясь с сотрудниками с высоким IQ?

- Как обычно, психологическое превосходство человека в одной сфере чревато проблемами в другой. Интеллектуально одаренные люди обладают определенными личностными особенностями, создающими трудности в коммуникации. Они в чем-то ведут себя как дети: эгоцентричны, слушают только самих себя, им интересно только собственное мнение, часто нуждаются в привлечении внимания окружающих, в положительной оценке. Кроме того, они бывают повышено обидчивы, болезненно конфликтны и ранимы. Обостренно реагируют на несправедливость. Если они старались, а плоды их усилий не заметили, должным образом не оценили, не продвинули в карьере, часто они бросают начатое дело и меняют место работы, обычно уходят в другую фирму. Когда они попадают в кадровый резерв, это их удерживает. Поэтому им должно быть известно о карьерных перспективах.

Важно повышать их коммуникабельность и умение работать в команде. Например, через работу в небольших группах (2-pizza team), где люди равноправны и вместе решают какую-то проектную задачу, учатся договариваться, решать конфликтные ситуации. Желательно, чтобы все это происходило при поддержке коучей.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы