Как дети, ей богу. Как управлять самыми умными

Почему самые креативные сотрудники обижаются как дети, как им помочь развивать "взрослые" качества без потерь в нестандартном подходе, что надо знать, чтобы ими управлять, и как самому заделаться интеллектуалом? Порталу HR-tv.ru помог разобраться в вопросе  общественный деятель, психотерапевт Европейского реестра, кандидат медицинских наук Марк Сандомирский.

парень, человек, мысль, IQ, интеллект, айкью, интеллектуал, бизнесмен, интеллект  эффективного бизнесмена, интеллект бизнесмена, ум, успех, длинные, а не короткие мысли, бизнес-интуиция, Марк Сандомирский, мозг становится ценным ресурсом, умственный потенциал, развитие правополушарных ресурсов мозга (эмоционального интеллекта, творческих способностей, креативности)

- Марк, что может дать компании персонал с высоким  IQ?

- В связи с обострением технологической конкуренции действительно одаренные сотрудники начинают представлять бОльшую ценность для технологических компаний, это как раз случай, когда человеческий капитал конвертируется в зарплату с высоким коэффициентом. Связано это с тем, что возникают островки знаний, где инновации дают конкурентные преимущества и в результате каждый сотрудник Apple, Google, Facebook приносит фирме по миллиону долларов в год прибыли. Фактически мозг становится ценным ресурсом . Но это касается только ИТ и других высокотехнологичных отраслей (например, телекоммуникационные компании или финансово-кредитные организации).

В последнее время все больше возрастает роль EQ - эмоционального интеллекта, в т.ч. и в связи с проблемой профессионального выгорания, жертвами которого последнее время как раз и становятся инициативные и ответственные сотрудники. Затраты на "выгорающих" по Европе 240 миллиардов евро в год.

Читайте также: Высокие отношения. Как руководить персоналом с IQ от 130

- Что рекомендуете сделать управленцам, чтобы максимально эффективно использовать умственный потенциал таких сотрудников?

- Дело в том, что высокий IQ означает умение человека задействовать левополушарное мышление, т.е. пользоваться готовыми знаниями, воспроизводить некоторые стереотипы. Это необходимое условие, но еще не достаточное. Второе условие - креативность и прагматичность. Т.е. так именно новые знания создавать, чтобы можно было применять их на практике. Для того, чтобы сотрудники с высоким потенциалом действительно приносили практический результат, нужно включать в программу их обучения развитие правополушарных ресурсов мозга (эмоционального интеллекта, творческих способностей, креативности).

А сотрудники, наделенные и высоким интеллектом, и креативностью, как правило, обладают еще и высокой регрессивностью. Иными словами, способностью переключиться в творческое "детское" состояние, посмотреть на решаемую задачу нестандартным образом – так, как другим в голову не приходит. Расплатой за эту способность и служить "детскость" характера (обидчивость, эгоцентричность, игровая мотивация).

Отсюда вытекает важнейший практический принцип. Высокоинтеллектуальными сотрудники не столько рождаются, сколько становятся, в том числе в процессе профессионализации, то есть обретения профессионального опыта и непрерывного дополнительного обучения. Полезными в этом аспекте бывают тренинги креативности. А для сглаживания острых граней характера – тренинги коммуникации, эмпатии, саморегуляции.

сова, мудрый, IQ, интеллект, айкью, интеллектуал, бизнесмен, интеллект  эффективного бизнесмена, интеллект бизнесмена, ум, успех, длинные, а не короткие мысли, бизнес-интуиция, Марк Сандомирский, мозг становится ценным ресурсом, умственный потенциал, развитие правополушарных ресурсов мозга (эмоционального интеллекта, творческих способностей, креативности)

- Мало кто из компаний тестирует персонал на IQ. Как определить самых умных сотрудников "на глазок"?

- Это сложный и комплексный вопрос. Для начала все-таки стоит организовать базовый тест на IQ (это сейчас не проблема), если работа сотрудника действительно будет связана с "высокими технологиями". Но проблема в том, что для поиска талантливых сотрудников недостаточно простых тестов на интеллект. Нужно понять, сможет ли сотрудник на практике применить свои способности, поладить с руководителем, влиться в коллектив, быстро и успешно освоить свой участок работы. Зачастую это можно определить только интуитивно. Для этого во время собеседования прислушивайтесь к себе, понаблюдайте за собственными эмоциональными реакциями, а возможно и телесными ощущениями. Не остался ли после собеседования "неприятный осадок", напряжение, дискомфорт?

Или наоборот, вы воодушевлены и прекрасно себя чувствуете? Представьте, как сотрудник выходит на работу, знакомится с коллегами, знакомится с правилами компании - как у вас меняются настроения, ощущения? Если неприятные ощущения усиливаются – это тревожный сигнал. Если же все прекрасно – смело принимайте решение.

- Как советуете выстраивать с ними общение?

- В связи с психофизиологическими особенностями, часто высокий IQ, как ни парадоксально, сочетается со склонностью к лени. Для мотивации таких сотрудников важно их хвалить не только за проделанную, но и ценить их как личностей, т.е. хвалить их за человеческие достоинства.

Для многих из них работа воспринимается как игра, и здесь есть масса способов подпитывать их интерес через геймификацию рабочего процесса (конкурсы, творческая атмосфера и т.п.)

Они также любят быть лучше других, любят соревновательность. Можно соревноваться с другими сотрудниками ("я самый умный"), можно - c собой ("прыгнуть выше головы"), решая задачи повышенной сложности, преодолевая профессиональные вызовы (challenge).

Читайте также: Век живи – век учись, или Что читают для карьеры?

- Каких ошибок нужно избегать, общаясь с сотрудниками с высоким IQ?

- Как обычно, психологическое превосходство человека в одной сфере чревато проблемами в другой. Интеллектуально одаренные люди обладают определенными личностными особенностями, создающими трудности в коммуникации. Они в чем-то ведут себя как дети: эгоцентричны, слушают только самих себя, им интересно только собственное мнение, часто нуждаются в привлечении внимания окружающих, в положительной оценке. Кроме того, они бывают повышено обидчивы, болезненно конфликтны и ранимы. Обостренно реагируют на несправедливость. Если они старались, а плоды их усилий не заметили, должным образом не оценили, не продвинули в карьере, часто они бросают начатое дело и меняют место работы, обычно уходят в другую фирму. Когда они попадают в кадровый резерв, это их удерживает. Поэтому им должно быть известно о карьерных перспективах.

Важно повышать их коммуникабельность и умение работать в команде. Например, через работу в небольших группах (2-pizza team), где люди равноправны и вместе решают какую-то проектную задачу, учатся договариваться, решать конфликтные ситуации. Желательно, чтобы все это происходило при поддержке коучей.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Топ-5 ошибок в договоре ГПХ с самозанятым
Редакция
Топ-5 ошибок в договоре ГПХ с самозанятым

В условиях растущей популярности самозанятости и перехода многих специалистов на упрощенные налоговые режимы, правильное оформление договоров становится особенно важным. Неправильные формулировки, отсутствие необходимых условий или нечеткие обязательства могут привести не только к юридическим спорам, но и к финансовым потерям для заказчиков. Эксперты платформы для работы с самозанятыми Qugo провели глубокий анализ договоров для сотрудничества с самозанятыми, и выявили ряд распространенных ошибок, способных существенно увеличить риски таких партнерств. В этой статье они расскажут, в каких моментах чаще всего ошибаются компании при составлении договоров гражданско-правового характера (ГПХ) с плательщиками налога на профессиональный доход (НПД) и предложат рекомендации по устранению этих ошибок.

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.