ИИ и рынок труда: угроза или шанс?

«Будущее уже наступило, просто оно неравномерно распределено».

Уильям Гибсон

Сейчас много говорят о том, что мы переживаем новую технологическую революцию, отмирают целые профессии. Один из известных во всем мире бизнес-практиков и венчурных инвесторов Кай-Фу Ли в недавнем интервью отметил, что 40% специальностей в мире вскоре будут заменены искусственным интеллектом. Подобные заявления не добавляют соискателям уверенности в завтрашнем дне. На самом деле, грядущие перемены несут в себе больше возможностей, чем опасностей. Валентина Кошкина, директор «Центра развития человеческого капитала», рассказала, почему так происходит.

Каким профессиям учиться уже бессмысленно, Валентина Кошкина, «Центр развития человеческого капитала» (ЦРЧК), трансформация профессий, трансформация рынка труда, профессии цифровой трансформации, трансформация рынка труда в условиях цифровой экономики, профессиональный ландшафт

Что, собственно, происходит?

Сегодня мы наблюдаем трансформацию рынка труда под влиянием новой технологической революции: роботизация, искусственный интеллект, онлайн-образование, большие данные, всемирная сеть, в целом, интернет вещей полностью меняют парадигму образования и управления человеческими ресурсами.

Читайте также: Резюме со спецэффектами, или Каким станет подбор персонала

Очевидно, что роботизация влияет на рынок труда напрямую – сокращаются рабочие места, меняется сам процесс работы. Например, в автомобилестроении это уже привело к замене живой силы роботизированными конвейерами: подвоз деталей, сборка, изготовление, а также выполнение ряда других операций выполняются без физического участия человека. Его роль в рабочем процессе сведена к функциям оператора, который контролирует работу машин и вмешивается в процесс, только если что-то пошло не по заданному алгоритму.

Анализ больших данных позволяет переложить рутинные операции, ранее исполняемые аналитиком-человеком на машину. К примеру, BI-решения способны интерпретировать большое количество данных из различных источников, позволяя получить на выходе «структурированные данные». Анализ позволяет выявить причины тех или иных явлений и выработать эффективные управленческие решения.

Например, такой подход активно используется в сфере образования. Когда мы загружаем в систему аналитики сведения о контингенте обучающихся в Санкт-Петербурге, сервис формирует статистику и способен сделать прогнозы по любым заданным параметрам.

Еще пример: мы получаем данные о том, что в таком-то районе Петербурга неполных семей больше. Эта информация важна в первую очередь для городской администрации: возможно, в этом районе плохие жилищные условия, или какие-то другие факторы негативно влияют на социальную сферу.

Темпы изменения профессионального ландшафта, которые мы наблюдаем, и которые нам еще предстоит увидеть, различны. Скорость внедрения изменений отличается не только по странам, но и по регионам крупных государств. Если говорить о России, то в Москве и Санкт-Петербурге технологическое развитие находится на совершенно ином уровне, чем в отдаленных регионах. Это значит, что профессиональный ландшафт там будет меняться не так быстро, как в крупных городах, но все же данные изменения неизбежны, и это следует учитывать.

Какие профессии в зоне риска?

Технологии находятся на таком уровне развития, что у некоторых людей возникают опасения, не заменят ли роботы в будущем своих создателей. Например, уже сейчас многие вопросы по контролю состояния ИТ-систем вместо системного администратора может выполнять компьютер. Многие организации отказываются от собственной сетевой инфраструктуры и начинают использовать облачные решения и системы виртуализации. Это уже привело к трансформации профессии системного администратора в DevOps-инженера, который владеет навыками программирования, и может создать инфраструктуру под каждое конкретное приложение.

Системы синхронного перевода вполне справляются со своей «работой» на переговорах и конференциях. Судя по всему, профессия переводчика находится под угрозой вымирания или функциональной трансформации.

Например, во многих странах Азии есть развитые сети скоростных поездов, роль человека при этом сводится к контролю и наблюдению-диспетчеризации. Если поезд в процессе движения видит препятствие на своем пути, то он способен сам принять решение об остановке, и не поедет дальше, пока диспетчер не даст сигнал, что проблема устранена.

Похожим образом дело обстоит и со складской или курьерской логистикой, когда многие вопросы касающиеся оптимизации логистического процесса ложатся на информационные системы.

В чем бессилен ИИ?

Роботам и искусственному интеллекту можно доверить многое, но не все. Последние новости испытаний беспилотных автомобилей говорят о больших успехах. Однако выпускать такие машины на городские улицы никто не спешит. Причина в том, что нерешенной остается этическая сторона вопроса. Если что-то пойдет не так, то кто будет нести ответственность? Инженер, который спроектировал автомобиль? Программист, создавший алгоритм для машины? Или владелец автомобиля, который им не управлял в момент аварии? Сейчас нет однозначного ответа, его только предстоит найти. А значит, за безопасность на дороге до сих пор ответственен человек.

Перевести речь человека на другой язык в режиме онлайн искусственный интеллект уже может. Но понять тонкости контекста, уловить ироническую интонацию – задача сложная. Здесь не обойтись без способностей человека к эмпатии. Это применимо к сфере коммуникаций в целом. Различия в менталитете, культурах разных стран могут затруднять общение. Помимо обмена словами, происходит обмен смыслами, поэтому важно тонко чувствовать контекст.

Большую популярность набирают образовательные онлайн-курсы. Действительно, в такой форме удобно делиться и оперативно получать знания. Но дистанционный формат не способен заменить общение с живым педагогом, потому что только в процессе личной коммуникации можно получить ответ на возникший вопрос, поддержку и одобрение наставника, сформировать с его помощью мотивацию для дальнейшего обучения и профессионального развития.

Хотя и сама роль преподавателя трансформируется в роль тьютора или наставника: теперь его задача - не ретрансляция знаний, а создание условий для обучения.

Прогнозы на будущее

Как бы ни сложилось будущее, уже сейчас понятно, что человеку, нацеленному на личностное и профессиональное развитие, на осознанное отношение к окружающей среде, готовому использовать в своей работе новейшие цифровые технологии и смело идти навстречу переменам не стоит бояться нового. Устаревают лишь профессии, а специалисты, обладающие уникальным набором компетенций, всегда будут востребованы.

Каким профессиям учиться уже бессмысленно, Валентина Кошкина, «Центр развития человеческого капитала» (ЦРЧК), трансформация профессий, трансформация рынка труда, профессии цифровой трансформации, трансформация рынка труда в условиях цифровой экономики, профессиональный ландшафт

Деление жизни на этапы — школа, университет, работа — давно устарело. Концепция карьеры на всю жизнь также потеряла свою актуальность.  Важной составляющей успеха стала готовность развиваться в течение всей жизни. Человек все чаще кардинально меняет траекторию своего профессионального развития. А значит, быть адаптивными, уметь находить выход из ситуации, которая кажется безвыходной – качества, которые необходимы всем.

Смотрите также: Немного о будущем – что нас ждет в сфере труда и образования

Каждый человек должен понимать, что он живет в быстро меняющемся мире, а значит, учиться и работать придется в условиях неопределенности, возможно – в мультикультурных командах, где стираются многие стереотипы и кардинально перестраиваются рабочие процессы.  Становится все больше международных проектов, когда требуется умение общаться с людьми из других культур с другими взглядами. Востребованы креативность и предпринимательское мышление, чтобы люди не боялись рисковать и создавать что-то новое. Необходимо уметь планировать свою и чужую деятельность, расставлять приоритеты. Каждый человек должен сам себе быть менеджером и защищать себя от информационного шума. И конечно же, нужна цифровая грамотность, критическое мышление, умение анализировать данные – именно эти качества стоит развивать для того, чтобы быть успешным на новом рынке труда.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Как геймификация в обучении IT помогает взрастить талантливых специалистов
Азгануш Мисакян
Как геймификация в обучении IT помогает взрастить талантливых специалистов

Спрос на специалистов в сфере IT продолжает расти, но кадровый голод мешает бизнесу закрыть эту потребность. Ежегодно нужны тысячи новых профессионалов - разработчиков, аналитиков данных, специалистов по кибербезопасности и пр. При этом проблема во многом обусловлена не отсутствием специалистов, а их недостаточным уровнем подготовки к реальным вызовам индустрии. В результате после окончания онлайн-курсов начинающие программисты получают отказы на собеседованиях, компании остаются без сотрудников, а IT школы вынуждены пересматривать свой подход к обучению.

Что сейчас происходит на отечественном рынке IT и как с помощью геймификации подготовить кадры, способные действительно решать задачи бизнеса - рассказала CEO школы программирования YCLA Coding Азгануш Мисакян.

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.