Хватит брать чужих, научим своих! Что дают новые возможности онлайн-обучения
Как современные технологии упростили процесс обучения, но внесли корректировки в способы его организации – что важно знать и учитывать компаниям, заинтересованным в развитии коллектива, порталу HR-tv.ru рассказал Максим Гирин , генеральный директор онлайн-университета, спикер двенадцатой сессии методического семинара Корпоративного университета Сбербанка по инновационным образовательным технологиям.
- Максим, как же прекратить пытки обучением? Какие минусы мешали/мешают успешному освоению знаний?
В средние века пытки применялись для борьбы с преступлениями против веры. Является ли незнание «преступлением» против компании? Термин «некомпетентность» для обсуждения в компании звучит уже мягче. Что с ней делать? Шаблон повестки «своих научим или чужих возьмем?» звучит даже конструктивно, а не просто мягче.
Читайте также: Как учиться без отрыва от работы
Почему естественное стремление компании развиваться воспринимается сотрудниками как скучное мучительное занятие, вызывает сопротивление? Вы можете сказать, что так у других, вот что касается моей компании... Но объяснение весьма простое и не надо этому факту сопротивляться: все люди разные. Согласитесь, что это просто факт - люди имеют разный опыт, разную мотивацию, разные этапы развития, разные цели.
Дайте разным сотрудникам то, что им нужно, чтобы двигаться в одну сторону с компанией. Когда мы говорим об обучении, то нужно разделять сегменты людей, которым можно просто дать знаний для самообучения, и тех, которых надо научить, и тех, кого надо увлечь. И тогда меньше людей будут считать обучение пыткой, и больше сотрудников вовлекутся в обучение, и поймут, как цели компании помогают им достичь своих целей. На этом задачи по вовлечению в обучение не заканчиваются, но с этого начинаются.
- Насколько нивелирована роль наставника сегодня - его-то в карман, как мобильник, не спрячешь?
Да, наставника в кармане нет, но его роль в обучении остается и даже становится более важной. Почему при росте доступности информации мы не уходим, а возвращаемся к роли персонального сопровождения и навигации в море знаний ? Именно потому, что информации все больше, и выискивать нужные тебе золотые крупицы нужного все сложнее, а чтобы отсортировать от повторов, пустого и вредного, нужно уже иметь опыт.
Нужно все больше наставников, но они не масштабируются, именно поэтому "в кармане" мы размешаем алгоритмы помощи и подбора информации под контекст материала. Причем автоматизация рутинных функций наставничества уже далеко ушла от просто рекомендательного сервиса, а строится на анализе того материала и той роли, которую изучает конкретный человек. Чем меньше обучаемому нужно сделать дополнительных действий, тем выше вероятность, что он обратится к цифровому помощнику.
А здесь возникает дополнительная ценность цифровых технологий - сбор и анализ того, что обучаемые ищут или не очень хорошо усвоили. Таким образом мы избавляем наставника от рутинных ответов, освобождая его время на помощь в тех ситуациях, где сложно автоматизировать помощь. И главное – мы собираем аналитику, как улучшить наш уровень наставника в кармане.
- Что рекомендуете компаниям и персонально слушателям-обучающимся - как лучше усваивать знания и получать навыки. Ведь современные методы дают новые возможности?
- Современные методы обучения дают новые возможности и дают новые сложности. Начнем с простого, появилось мобильное обучение - появилась задача производить контент под мобильный формат потребления.
Сегодня мы говорим про высокий уровень вовлеченности при адаптивном тестировании и адаптивном обучении, появилась задача создания банка вопросов в разы больше, чем ранее и формализации знаний в виде карты знаний, как минимум. Учебная аналитика пришла на смену бумажных анкет "благодарности спикеру" и NPS, появилась функция анализа потока данных по учебным программам.
Это цена новых возможностей. Чтобы воспользоваться новыми возможностями, надо меняться. Сотрудники T&D, чтобы дать обучаемым новые возможности, вам нужно научиться делать новые форматы, формировать новые отчеты, по-новому управлять процессом обучения. Добро пожаловать в VUCA мир, в котором больше решений принимается на основании онлайн-данных.
Читайте также: Корпоративные двоечники
Тема образования обсуждается сегодня на двенадцатой сессии методического семинара Корпоративного университета Сбербанка по инновационным образовательным технологиям - «Адаптивное обучение: за персонализацией будущее?» .
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?