Неиспользованные отпуска горят
В России судебная практика такова: не использованный вовремя отпуск работника сгорает, и отстоять его в московских судах невозможно. Как правило, споры об отпусках возникают, если работника увольняют и не выплачивают компенсацию за неиспользованный отпуск. Работник идет в суд и проигрывает спор в связи с пропуском срока исковой давности.
Напомним, что по трудовым спорам, не связанным с восстановлением на работе, срок исковой давности составляет три месяца со дня, когда работник узнал (или должен был узнать) о том, что его право нарушено. Работник справедливо отсчитывает три месяца – срок исковой давности – со дня увольнения, ведь именно в последний рабочий день, получив окончательный расчет, работник узнает, что ему недоплатили компенсацию за неиспользованный отпуск. И этот работник получает отказ по суду. Дело в том, что около четырех лет назад в России вступила в силу Конвенция № 132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках» (пересмотренная в 1970 г.; далее – конвенция). И девятая статья конвенции устанавливала обязанность работника использовать две рабочие недели отдыха в течение одного года, а остаток – не позже чем в течение 18 месяцев после окончания года, в котором этот отпуск предоставляется. А по истечении этого срока остаток отпуска сгорает. Тонкость в том, что аналогичная девятой статье конвенции норма существовала в Трудовом кодексе России (ТК) с 2001 г. (ч. 3 ст. 124 ТК), но принципы исчисления там были иные: так, с согласия работника допускался перенос отпуска на следующий рабочий год, но отпуск должен был быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставлялся. При этом ранее судами пресловутая статья 124 ТК не рассматривалась как препятствие для работника при получении компенсации за все неиспользованные отпуска при увольнении.
Но конвенция изменила судебную практику. Теперь, ссылаясь на девятую статью конвенции, суды прибавляют три месяца (срок исковой давности) и рассчитывают право требования компенсации отдельно за каждый год. Например, 1 января 2012 г. у работника возникло право на отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Согласно конвенции как минимум две недели этого отпуска работник должен использовать в течение 2012 г., а остаток – до июня 2014 г. (в течение 18 месяцев). Если работник этот отпуск до указанного срока не использовал, то у него есть еще три месяца срока исковой давности (до октября 2014 г.), чтобы его получить. И если работник так и не использовал свой отпуск и уволился из компании в июле 2015 г., не получив компенсации, суд отказывает ему в выплатах со ссылкой на конвенцию и пропуск срока исковой давности.
Зачастую в том, что работник не использовал свой отпуск, одинаково виновны и работник, и его работодатель. А последний вряд ли отпустит работника во внеплановой отпуск длительностью в несколько месяцев. Поэтому нужно искать компромисс. Можно разбить отпуск на несколько коротких частей: например, несколько недель подряд брать отпуск с пятницы по понедельник включительно, что составит четыре дня отпуска, потому что он измеряется в календарных днях. Некоторые компании категорически не разрешают работникам брать отпуск продолжительностью более 2–3 недель в год и готовы оформить оставшиеся дни в виде отпуска по выходным. Такой подход не является законным, поскольку суббота и воскресенье и так являются днями отдыха для работника и фактически своими действиями работодатель обходит запрет на денежную компенсацию основного отпуска. Но даже этот не вполне законный подход лучше, чем обманутые ожидания работника, надеющегося на справедливый расчет при увольнении, и последующие иски против работодателя.
Автор – руководитель практики трудового права адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
Источник: http://www.vedomosti.ru/
Что Вы думаете об этом?