Зачем Alibaba мебельный магазин, а Facebook - площадь в универмаге

К 2024 году российский рынок электронной коммерции вырастет в 2,5 раза, прогнозирует Morgan Stanley. Драйвером для ecommerce-сектора будут маркетплейсы, производители из самых разных индустрий, еда и отрасли, дистанционная торговля в которых пока ограничена.

Зачем alibaba мебельный магазин, facebook - площадь в универмаге

Гибридное будущее

Лидеры рынка настроены на развитие гибридных форматов торговли, стараясь использовать синергию онлайна и офлайна для повышения продаж. Офлайновые ритейлеры внедряют цифровые технологии в магазины «из кирпича и бетона» и продают в интернете. Онлайн-игроки развивают сети самовывоза и открывают инновационные магазины в торговых центрах. Омниканальная стратегия позволяет привлекать новую аудиторию, повышать доверие клиентов и персонализировать покупательский опыт с помощью данных.

Если ставку на гибридную торговлю делают Amazon и Alibaba — значит, это действительно перспективно. У Amazon 18 книжных магазинов в США, несколько десятков pop-up stores, 500 супермаркетов Whole Foods и 3 магазина без касс Amazon Go. Осенью интернет-гигант открыл три магазина нового формата — 4-star, в которых товары с рейтингом на Amazon 4 звезды и выше сгруппированы по принципу рекомендаций в онлайне (Top Selling Around Berkeley, Most Wished For, Amazon Exclusives и Holiday Deals).

В рамках стратегии «New retail» Alibaba инвестировала в офлайновые магазины около $8 млрд. За год компания открыла в Китае около 80 инновационных супермаркетов Hema. Покупатели сканируют штрихкоды продуктов с помощью мобильного приложения, оплачивают покупки через Alipay и обедают в роботизированных ресторанах при супермаркетах. В начале года компания инвестировала в китайского мебельного ритейлера Easyhome Furnishing, а в декабре начал открывать офлайновые магазины Taobao Selection в Юго-Восточной Азии. Недавно Alibaba договорилась о сотрудничестве с крупнейшей европейской сетью универмагов El Corte Inglés, которая будет использовать облачные технологии Alibaba и продавать товары на китайском Tmall, а Aliexpress сможет использовать универмаги как точки выдачи заказов.

В офлайн вышла даже Facebook, открыв в ноябре 9 pop-up магазинов на площадях универмагов Macy`s. Социальная сеть отобрала для эксперимента 100 онлайн-брендов, товары которых будут представлены в магазинах Facebook до начала февраля 2019 года. В начале 2019 года первый офлайновый магазин планирует открыть Lamoda. С помощью офлайна компания рассчитывает расширить аудиторию и повысить лояльность нынешних клиентов. Поможет выстраивать омниканальные отношения с покупателями и популярный за рубежом формат pop-up магазинов. В 2019 году в Россию выходит британская платформа We Are Pop Up. Через сервис можно будет арендовать небольшую площадь в торговом центре на несколько дней и более.

Маркетплейсы-захватчики

Сегодня Alibaba контролирует 80% рынка электронной коммерции Китая, Amazon — 49% сектора в США. Два интернет-гиганта определяют вектор развития мирового ecommerce, создают прорывные технологии в ритейле, формируют стандарты покупательского опыта и обеспечивают канал продаж для сотен тысяч производителей и малого бизнеса.

Более трети российской интернет-торговли, по данным АКИТ, приходится на китайские маркетплейсы. Внутри страны пока нет явного лидера, но претендентов на эту роль уже несколько. Осенью вышел маркетплейс Яндекса и Сбербанка «Беру». За пять месяцев площадка собрала 180 тысяч заказов, она доставляет товары по всей России. В ноябре появился трансграничный маркетплейс Bringly, на котором уже представлено 4 млн товаров, ассортимент обещают расширить до 50 млн. Самый многообещающий проект — совместное предприятие РФПИ, Alibaba Group, Mail.Ru Group и «МегаФон», запуск которого ожидается в следующем году. У нового игрока будет не только экспертиза в электронной коммерции от лидера отрасли и масштабные инвестиции, но также доступ к многомиллионной аудитории «Вконтакте» и «Одноклассников», инфраструктура розничной сети «Мегафона» и лоббистский потенциал Алишера Усманова.

Квартальный оборот маркетплейса Goods, запущенного «М.видео» в 2017 году, превысил 700 млн рублей, ежемесячный трафик достиг 3 млн посетителей. Маркетплейс группы «Сафмар» доставляет в 87 городов, на долю регионов приходится 40% заказов. По модели маркетплейса снова начал работать Ozon. Выставляет товары от сторонних продавцов Wildberries и Lamoda. На роль маркетплейсов претендуют и российские классифайды. Avito и «Юла» уже не просто доски объявлений — платформы контролируют платежи между продавцами и покупателями с помощью партнеров и развивают доставку. Классифайды рассчитывают стать важным каналом продаж для малого бизнеса.

Прямые продажи — от еды до металлургии

Производители переосмысливают свои отношения с покупателями, ищут способы укрепить лояльность клиентов и выйти на новую аудиторию. Компании рассчитывают, что продажи direct-to-consumer в перспективе помогут повысить рентабельность бизнеса за счет сокращения цепочки посредников. Некоторые международные компании уже имеют опыт прямых продаж за рубежом, но многие начинают эксперименты именно с России. За последние пару месяцев онлайн-продажи в России запустили несколько крупных компаний из разных отраслей: от fashion до металлургии. Российский интернет-магазин открыл Louis Vuitton. Производитель электроинструмента Stanley Black&Decker запустил интернет-магазины сразу для двух брендов. Volkswagen начал продавать онлайн автомобили: пока на сайте можно забронировать машину у одного из дилеров и внести предоплату, но к 2020 году компания обещает реализовать и сервис доставки. Официальный интернет-магазин открыл китайский производитель смартфонов Vivo. Продавать канцтовары оптом и в розницу на своей онлайн-платформе начал Erich Krause. Интернет-магазин на базе складского комплекса открыла группа ЧТПЗ.

В будущем году производители, которые уже запустили прямые продажи, будут искать новые конкурентные преимущества. По данным исследования ecommerce-агентства Aero и издания E-pepper, более 80% производителей считают, что выделиться на фоне мультибрендовой розницы им помогут эксклюзивные продукты «только для онлайна», кастомизированные товары и дополнительные услуги. Некоторые уже начали экспериментировать в этом направлении. Reckitt Benckiser, один из крупнейших FMCG-производителей в мире, в новом интернет-магазине Finish апробирует две нестандартные механики. Во-первых, компания предложила сервис подписки на средства для мытья посуды для стимулирования повторных продаж и увеличения «срока жизни» покупателя. Набрать первую тысячу подписчиков RB рассчитывает по итогам первого квартала 2019 года. Во-вторых, чтобы увеличить объем потенциальной аудитории, компания дарит посудомойки при покупке запаса средств Finish.

Ритейлеры, производители, маркетплейсы, универсальные онлайн-ритейлеры — все стремятся застолбить свое место на растущем рынке egrocery. По данным Ромир, российские потребители стали покупать продукты питания на 40% чаще, чем в прошлом году, а свежие продукты — на 51%. Это неудивительно, ведь предложение на рынке изменилось и количественно, и качественно. Вслед за «Утконосом», «Азбукой вкуса», «О`кей», Ozon, «Перекрестком» и «Комусом» продукты в интернете стали продавать «Ашан», «Глобус», маркетплейсы Goods и «Беру», Wildberries. Продуктовые сети, у которых пока нет интернет-магазинов — «Лента», «Вкусвилл», «Карусель» — начали сотрудничать с сервисами доставки. Покупатели получили неслыханную доселе скорость доставки продуктов — от 2 часов.

Благодаря появлению новых игроков объем онлайн-рынка продуктов питания за год более чем удвоился. В будущем году рынок ожидает такой же рост. В 2019 году тестировать онлайн-торговлю собираются «Пятерочка» и «Магнит». Активно прирастать рынок начнет и за счет сельского хозяйства. Платформы, которые соединяют сельхозпроизводителей и покупателей, уже появляются. Причем не только розничные, но и оптовые: например, b2b-сервис Foodza, в который недавно инвестировала Mail.ru Group, и  запущенный основателем «Пятерочки» Андреем Рогачевым платформа Agro24.

Изгои онлайн-продаж

Интернет-аптеки растут быстрее большинства категорий рынка, при том что законопроект о дистанционной продаже лекарств по-прежнему буксует. Data Insight прогнозирует, что по итогам года онлайн-рынок лекарств вырастет на 43%. Огромный потенциал сегмента привлекает не только аптечные сети, но и универсальных игроков. Несмотря на протесты аптечников, которые не хотят пускать конкурентов в свой бизнес, крупные онлайн-игроки уже начают продавать лекарства. Пока «Беру» и «Утконос» предлагают забирать онлайн-заказы из аптек сервиса «Здравсити», Ozon открыл две аптеки при своих складах и тестирует курьерскую доставку безрецептурных препаратов. В 2019 году аптечный ассортимент появится во многих крупных онлайн-магазинах.

Похожая ситуация с алкоголем. У крупнейших алкогольных сетей — «Красное и белое», «Ароматный мир», «Бристоль» — уже есть онлайн-витрины. Купить алкоголь можно в «Утконосе» и в Ozon, алкогольный каталог запустил «Яндекс.Маркет». Заказать доставку алкоголя по закону нельзя, но можно изучить ассортимент, проверить наличие  интересующего товара в ближайшем магазине и самостоятельно забрать заказ. На практике многие, особенно небольшие интернет-магазины, пренебрегают запретами и алкоголь доставляют. Участники рынка считают, что легализация онлайн-продаж алкоголя станет мощным драйвером всего сегмента продуктов питания в интернете. Алкоголь увеличит средний чек и маржинальность доставки, а кроме того расширит аудиторию онлайн-покупателей продуктов.

Если власти официально разрешат онлайн-торговлю ювелирными украшениями, резко взлетит и этот рынок. Ювелирные украшения  продают в интернете «Московский ювелирный завод», «Адамас», «Алтын», «Золото 585», «Соколов», Wildberries. Планирует продавать ювелирку и Ozon. Но из-за риска блокировки многие крупные ювелирные ритейлеры пока опасаются предлагать доставку, а маркетплейcы не спешат добавлять украшения в каталоги.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.