Три четверти руководителей крупнейших компаний ожидают улучшения мировой экономики
Оптимизм среди руководителей крупнейших компаний мира в отношении перспектив укрепления экономики достиг максимального уровня за последнее десятилетие, свидетельствуют результаты ежегодного исследования PwC. Несмотря на сложности, вызванные продолжающейся пандемией COVID-19 и нестабильными рыночными условиями, более трех четвертей респондентов (77%) прогнозируют улучшение состояния мировой экономики, при этом всего 15% ожидают ухудшения условий, пишет Финмаркет.
«Мы привыкаем к новой "нормальности", но все еще наблюдаем недостаток в доверии между странами, наличие большого количества вызовов, но радует, что мировые бизнес-лидеры позитивно смотрят на 2022 год», - полагает президент международной сети фирм PwC Боб Мориц.
В 25-м ежегодном глобальном опросе PwC, проходившем в октябре-ноябре, приняли участие около 4,45 тыс. руководителей из 89 государств.
Основные риски для бизнеса
Киберриски и риски для здоровья, как и годом ранее, являются ведущими глобальными вызовами, которые назвали 49% и 48% руководителей соответственно. Далее следует макроэкономическая нестабильность: 43% CEO "очень" или "крайне" обеспокоены потенциальным влиянием инфляции, колебаниями уровня ВВП и проблемами на рынке труда в этом году. Еще одной серьезной проблемой является способность привлекать и удерживать талантливых сотрудников.
Уровень восприятия угроз руководителями варьируется в зависимости от региона.
Более половины (58%) опрошенных в Азиатско-Тихоокеанском регионе "очень" или "чрезвычайно" обеспокоены рисками для здоровья. Исключением выступает Китай, где только 42% респондентов ответили так.
Для сравнения, только 37% CEO в Западной Европе и 44% в Северной Америке испытывают схожие опасения. И, наоборот, только 44% руководителей АТР сильно обеспокоены киберрисками.
"Руководители компаний по понятным причинам обеспокоены потенциальными угрозами, которые могут повлиять на краткосрочные результаты, среди которых макроэкономическая нестабильность, киберриски и угрозы для здоровья. Но несмотря на это, крайне важно не терять из поля внимания более долгосрочные вызовы, такие как социальное неравенство и изменение климата, так как именно они будут определять наш уклад жизни и будущее следующих поколений", - отмечает Мориц.
Оценки в разных странах
Несмотря на общий позитивный прогноз, оценки перспектив сильно различаются в зависимости от стран и регионов.
Среди крупнейших государств оптимизм наиболее высок в Индии, где 94% респондентов ожидают глобального роста в этом году по сравнению с 88% годом ранее. Ожидания положительной динамики выросли среди руководителей компаний Японии (до 83% с 67%), Великобритании (82% с 77%).
В Италии и Франции наблюдался резкий скачок оптимизма CEO, возможно, в результате того, что темпы восстановления экономик этих стран превзошли ожидания. В Италии показатель взлетел на 18 процентных пунктов и составил 89%, во Франции - сразу на 25 п.п., достигнув 85%.
Однако в США, например, только 70% руководителей компаний ожидают восстановления экономики, показатель за год упал на 18 п.п.
В Бразилии он снизился на 7 п.п. - до 77%, в Китае - на 9 п.п., до 62%, в Германии - на 4 п.п., до 76%. Вероятно, для этих стран последствия инфляции и сбоев в цепочке поставок оказались наиболее серьезными.
Несмотря на то, что CEO в США, возможно, менее оптимистичны в отношении мировой экономики, они "сравнительно уверены" в перспективах роста их компаний. При этом 40% "чрезвычайно уверены" в том, что они смогут увеличить выручку в 2022 году.
Наибольший потенциал - у США
Когда руководители крупнейших компаний мира смотрят за пределы своей страны в поисках источников для роста выручки, они отмечают, что США обладают наибольшим потенциалом.
Сейчас 41% респондентов считают США одной из ведущих стран по перспективам роста своих компаний в течение следующих 12 месяцев по сравнению с 35 % в 2021 году. Китай занимает второе место (27%), что почти совпадает с прошлогодним показателем. Далее следуют Германия (18%, практически не изменилось) и Великобритания (17% против 11% год назад).
Для американских руководителей Великобритания занимает первое место по важности для роста выручки в ближайший год (37%), за ней идет Китай (26%).
CEO китайских компаний выделяют следующие государства: США (29%), Австралию (24%), Германию (23%) и Японию (23%).
Обязательств по нулевым выбросам недостаточно
Всего треть опрошенных определили изменение климата в качестве главной проблемы на предстоящий год, что отражает их убежденность в том, что этот вызов не повлияет на рост доходов в ближайшей перспективе. Но в долгосрочной перспективе климатические обязательства должны занимать центральное место в стратегиях компаний, так как это будет иметь важное значение не только для снижения рисков изменения климата, но и для удовлетворения ожиданий клиентов, инвесторов и сотрудников.
Около двух третей (65%) опрошенных, чьи компании имеют годовую выручку не менее $25 млрд, взяли на себя обязательства по достижению нулевых выбросов. Среди компаний с выручкой менее $100 млн таких всего 10%.
Около 57% руководителей компаний, не взявших на себя такие обязательства, заявили, что их предприятия не производят значительных выбросов парниковых газов. Это в значительной степени отражает мнения CEO в таких сегментах, как технологии, бизнес-услуги и страхование.
Исследование также показало, что чем значительнее обязательства компании по декарбонизации, тем более вероятно, что целевые показатели выбросов являются частью корпоративной стратегии и связаны с вознаграждением самого CEO. Из компаний, в которых руководители заявили, что у них есть научно обоснованные обязательства по нулевому уровню выбросов, 70% включают целевые показатели выбросов в корпоративную стратегию.
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательно