Почему можно не начинать новую жизнь с нового года

Для состояния после счастливого отпуска придумано отдельное понятие — post-vacation blues — «грусть после каникул». Алиса Таежная разбирается, почему возвращаться в обычную жизнь бывает так трудно, а новогодние обещания часто не работают — но в этом нет ничего страшного

Горячка перед отдыхом — и после

Необходимость срочно доделать дела, соприкоснуться с десятками людей и спланировать отдых (часто в последний момент) — явный призрак предпраздничной или предотпускной горячки, когда нужно вспомнить все, подарить подарки, раздать долги и подвести итоги года (лучше, конечно, хорошие — даже когда год выдался не очень). В новогодний период это часто еще и проблема календаря — закрывать год нужно не только по формальным причинам, но еще и потому что большинство нужных контактов и близких людей примерно на месяц и вразнобой теряются из виду. Несколько недель ни до кого не получится добраться, не вызвав чужого раздражения. Потом горячка продолжается после отпуска — все вернулись на места, сварили кофе, достали календари и ежедневник и копаются в куче неотвеченных писем и навязчивых сообщений.

Компьютер

Переработка и недосып до и после отпуска быстро полируют его плюсы: спокойный глубокий сон, маленькие удовольствия, до которых не доходят руки в шумные будни, неформальное общение и новые впечатления — у привычного станка сложно действовать иначе. А еще — об этом мало говорят, особенно туристическая индустрия — частая смена локаций, долгие перелеты и резкие перепады климата для нашего тела испытание нервное, как бы нам ни любили приключения, и дело не только в пресловутом джетлаге.

Новый город — это неизвестная география, дальний остров — другая температура, компания в путешествии — непосредственная близость с теми, кого может быть плохо знаешь (и лучше и не знать). А если переезд заставляет еще и понервничать — дорога, заселение, незнакомая среда, чужой язык — горячка, по сути, не прекращается. Возвращаться к привычным проблемам после надоевших проблем и внезапных отпускных проблем — так себе удовольствие, и нутро вас не обманывает: после отпуска тоже можно устать.

Большие надежды

«Сейчас поднажму, зато потом выдохну» — первая стратегия отпуска.

Вторая — «поставлю работу на паузу, чтобы доделать дела».

Третья — «это будет такое незабываемое время, что надо отпахать».

Про первую подробно написано выше, вторая и третья — разновидности синдрома упущенных возможностей и сопутствующих ему завышенных ожиданий перед чем-то хорошем в будущим. «Я не буду работать, успею со всеми встретиться, проведу время интересно и наконец-то высплюсь». Или «я никуда не ездил год и теперь готов к впечатлениям». Мы откладываем деньги, приятные и важные дела, душевные встречи до новых времен и приходим к ним не всегда в нужный момент — встречи не попадают в календарь, предвкушение приятных дел оказывается важнее их делания, книга мечты остается приоткрытой на 14-й странице, деньги улетают на фигню. Поездка может разочаровать плохой погодой, компания в отпуске — ссорами о том, чем заняться, райский отдых — отравлением, лежание дома — необходимостью разбираться с бытовыми мелочами.

Пригодился бы универсальный совет «не иметь ожиданий», но мечтать о будущем — наше восхитительное человеческое свойство, в котором нельзя себе отказать, как и пробовать новое — даже если нам оно придется не по душе. Неделя походов по горам, ежедневные вечеринки, шумная компания, отпуск на то, чтобы доделать все важное, до чего обычно не доходят руки — в общем, любой слишком активный отдых, — скорее всего замучают. Но могут и дать желаемый результат — ощущение того, что мы рискнули, узнали кого-то интересного или действительно сделали гадкие дела, портившие настроение не один месяц.

Неизбежная ностальгия

Все любят возвращаться в прошлое, когда было хорошо, и вспоминать лучшее из пережитого — бытовое плохое, если это не трагично, быстро забывается, а приятные воспоминания сохраняются в виртуальный альбом. И по чему еще ностальгировать, если не по отпуску, когда мы не знали с утра, чем займемся вечером, брали машину напрокат на незнакомом острове, заводили курортные романы, фотографировали или пробовали летать на параплане? Ностальгия и мечты о будущем, спасающие от ежедневной тревоги — то, что мешает нам, что называется, «быть в моменте», и научить этому обещают так называемые практики осознанности и медитация, но и они, будем честными, для большинства остаются мечтой. То, что может спасти как от больших надежд, так и от всепоглощающей ностальгии — скука, которую в свое время подробно хвалил Иосиф Бродский, обращаясь в легендарной речи к американским выпускникам. Его короткое напутствие — идеальный аргумент за то, чтобы скучать даже в таких идиллических обстоятельствах, как счастливый отпуск, и отдаться течению времени, где каждый человек и его чувства и желания — всего лишь пылинка.

Этот текст — лучшее противоядие от ностальгии и всепобеждающего оптимизма, которые мешают замедлиться и не переживать о том, что свободное время необязательно конвертируется в великие подвиги.

«Новая жизнь с Нового года»

Накопленные за долгое время деньги на отдых и дистанция по отношению к рутине меняют наше восприятие реальности — с деньгами и уймой времени очень легко подумать, что наши проблемы — и не проблемы вовсе. Когда программируешь идиллию на отложенную сумму — и несешься куда подальше от привычных обстоятельств, есть опасность надавать себе обещаний на обычную жизнь. Ну скажем, с Нового года больше двигаться, есть больше полезной еды, меньше сидеть в соцсетях, чаще выбираться из дома и находить время на любимые пустяки. Многие из этих предновогодних обещаний окажутся невыполненными, что-то удастся встроить в обычную жизнь. Но планы на будущее счастье легко выстраивать на дистанции и трудно поддерживать новыми привычками, на заведение которых требуются упрямство и дисциплина.

Стратегию перемен, если они правда нужны, лучше собрать до отдыха в надоевших обстоятельствах: как мы живем с утра до ночи, с кем видимся, на что тратим драгоценное время, что едим, над чем работаем. Для этого, очевидно, не нужно ждать понедельника, нового сезона и начала года: перемены внедряются постепенно через повторения — часто унылые. Это не так маняще, как мысли о правильной жизни с Нового года, но зато имеет отношение к реальности. Насколько не нравится существующая жизнь и как ее можно улучшить или разбавить? Отпуск отличное, но не всесильное средство перезагрузки, чтобы ответить на этот вопрос: если тошнота перед будущей рутиной подступает к самому горлу, самое время подумать о действительно новой жизни с Нового года. Отпуск для этого дает необходимую дистанцию, но не освобождает от часто неприятных решений и сложившегося распорядка — для перемен недостаточно свежего загара, фотографий с красивого пляжа, кокосовой воды и непривычного 10-часового сна.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Рекомендуемые материалы

Логистика в сфере мотивационных программ: как уход в цифру трансформирует корпоративную мотивацию
Аркадий Юрлов
Логистика в сфере мотивационных программ: как уход в цифру трансформирует корпоративную мотивацию

Компании тратят огромные бюджеты на мотивацию сотрудников, дарят подарки и поощряют за успехи. Все это — важные элементы корпоративной культуры. Но мало придумать хорошую программу мотивации, ее еще нужно правильно реализовать. А здесь начинается один из самых сложных этапов: логистика подарков.

Традиционный подход — выбрать, заказать, упаковать, доставить — больше не работает. Вдобавок к этому, сохраняется высокая вероятность ошибки: подарок не подошел, задержался в пути, потерялся. В итоге процесс затягивается, мотивация сотрудников падает, а сотрудники вместо радости получают разочарование.

CMO сервиса электронных подарочных сертификатов Giftery Аркадий Юрлов рассказал, какие проблемы есть в традиционной логистике, как цифровые решения их позволяют решить и почему они становятся стандартом в мотивационных программах компаний.

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.