Почему Белоруссия становится мировым центром разработок ИИ

За последние несколько лет белорусский рынок искусственного интеллекта вырос в несколько раз. Какую роль в развитии искусственного интеллекта играют наукоемкие сообщества Беларуси, и почему другие страны охотно сотрудничают с ее разработчиками и покупают проекты?

Почему Белоруссия становится мировым центром разработок ИИ

Если коротко, то рецепт успеха заключается в серьезной государственной поддержке, а взамен отрасль становится важной графой в экономике страны. В 2005 году в Белоруссии был основан Парк Высоких Технологий (ПВТ), в который за прошедшее время удалось привлечь около 400 резидентов, занимающихся искусственным интеллектом и глубоким обучением. Например, здесь есть проекты из США (в том числе из Кремниевой долины), Китая, Кипра, Норвегии, Израиля, Великобритании, Австрии, Нидерландов, Франции, России.

Основой такого успеха стали законодательные и образовательные инициативы. Например, декрет президента Белоруссии Александра Лукашенко «О развитии цифровой экономики», подписанный в конце 2017 года, послужил «зеленым светом» для развития блокчейн-технологий. Были введены элементы британского права и расширены виды деятельности резидентов ПВТ: теперь они могут варьируовать от создания беспилотных автомобилей до поддержки образования со стороны ИТ-компаний.

Эффект от декрета 2017 года стал заметен сразу: уже в первом полугодии 2018 года экспорт Парка вырос на рекордные 40% без учета новых компаний. Это даже больше, чем в 2017, когда впервые в истории экспорт преодолел планку в $1 млрд и вырос на 25%.

В 2018 году в Белоруссии был открыт фонд Bulba Ventures, специализирующийся на искусственном интеллекте (ИИ) и машинном обучении. Примечательно, что один из его соучредителей Юрий Мельничек ранее инвестировал в стартап AIMatter, который в 2017 году приобрела корпорация Google. В этом году фонд проинвестировал три проекта — Friendly Data, Rocket Body и Wannaby. При этом ретейл-стартап Wannaby привлек заметную сумму в $2 млн (кроме Bulba Ventures, в раунде также принимала участие компания Haxus, специализирующаяся на компьютерном зрении и дополненной реальности для шопинга). Аналогичную сумму удалось привлечь приложению для родительского контроля Nicola компании FaceMetrics от белорусского фонда VP Capital и российского Larnabel Ventures.

Компьютерное зрение вообще становится общемировым трендом. По словам Алексея Мельничка из Bulba Ventures, покупка компанией Google стартапа AIMatter и покупка Facebook компании MSQRD символизируют «эпоху расцвета» белорусских ИИ-технологий. После этого стало очевидно, что белорусские команды и продукты по искусственному интеллекту востребованы у крупных международных корпораций. Потребность в специалистах сформировала новые профессии data scientist, ML engineer (инженер по машинному обучению), DL engineer (специалист по глубокому обучению). Кроме теоретической подготовки, вырастить этих специалистов помогли тематические мероприятия: митапы ODS и Big Data User Group, Datafest, AI Day, AI хакатоны, Дататоны, а также студенческие лаборатории при ИТ-компаниях, благодаря которым диффузия знаний внутри сообщества значительно ускорилась.

Ориентация на экспорт

Белорусские сервисные компании оказались более востребованными на зарубежных рынках, чем на внутренних. Еще до того, как началась «волна ИИ-технологий», крупные зарубежные компании стали основывать на территории Беларуси свои R&D офисы (Profitero, IHS Markit, Work Fusion, Яндекс, Teqniksoff). Именно в это время белорусское ИТ-сообщество осознало, что намного выгоднее продавать свои продукты и технологии, а не хороших инженеров на зарубежные проекты. Таким образом, основной тенденцией на белорусском рынке стал интернациональный аутсорсинг.

ИИ-продукты, разработанные в Белоруссии, применяются в области здравоохранения, автомобильной промышленности, сельского хозяйства. Американский стартап Flo — приложение для контроля за женским здоровьем — основан белорусами и за два года привлек $18 млн инвестиций от партнеров фонда Mangrove Capital и фонда Flint Capital. В настоящее время приложение доступно на 20 языках на iOS и Android, а 60% пользователей находятся в США и Европе.

Серьезных успехов добились инженеры компании MapData, минского R&D офиса компании MapBox: они используют компьютерное зрение в задачах распознавания дорожной обстановки на видеопотоке. В минском офисе компании «Яндекс» разрабатывают решения для беспилотных автомобилей, распознавания речи, поисковых технологий. Стартап OneSoil помогает фермерам увеличить эффективность использования посевных площадей, планировать сельскохозяйственную деятельность и прогнозировать урожайность. Для этого компания использует нейронные сети, компьютерное зрение и алгоритмы машинного обучения, которые анализируют спутниковые снимки. За один год компания привлекла $500 000 инвестиций от фондов Haxus, Bulba Ventures и инвесторов Юрия Мельничка и Лео Лознера.

Пожалуй, белорусская ИТ-сфера может служить примером, как государство способно помочь стартапам, чтобы дать им возможность вырасти, а также и самому получить отдачу.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Рекомендуемые материалы

Аркадий Юрлов
Логистика в сфере мотивационных программ: как уход в цифру трансформирует корпоративную мотивацию

Компании тратят огромные бюджеты на мотивацию сотрудников, дарят подарки и поощряют за успехи. Все это — важные элементы корпоративной культуры. Но мало придумать хорошую программу мотивации, ее еще нужно правильно реализовать. А здесь начинается один из самых сложных этапов: логистика подарков.

Традиционный подход — выбрать, заказать, упаковать, доставить — больше не работает. Вдобавок к этому, сохраняется высокая вероятность ошибки: подарок не подошел, задержался в пути, потерялся. В итоге процесс затягивается, мотивация сотрудников падает, а сотрудники вместо радости получают разочарование.

CMO сервиса электронных подарочных сертификатов Giftery Аркадий Юрлов рассказал, какие проблемы есть в традиционной логистике, как цифровые решения их позволяют решить и почему они становятся стандартом в мотивационных программах компаний.

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.