Мобилизация может повысить конкуренцию работодателей

Мобилизация, которая должна затронуть до 300 тыс. россиян, вряд ли сильно скажется на российском рынке труда в целом. Однако она создает дополнительные риски для работодателей, которые должны оповестить подлежащих мобилизации сотрудников, избежав штрафов, и восполнить их потери, выведя наиболее востребованные кадры из-под действия указа президента или дождавшись их возвращения. Отдельные сложности могут возникнуть у предприятий ОПК, если им придется быстро наращивать выпуск продукции на фоне роста спроса пишет Коммерсант.

Вчера указом президента в РФ была объявлена «частичная мобилизация», которая позволит властям призвать на фронт до 300 тыс. резервистов. Большая часть из них ожидаемо окажется мужчинами в возрасте от 20 до 35 лет, то есть россиянами в трудоспособном возрасте. Всего к рабочей силе в РФ, по данным Росстата, относится 75,3 млн человек, из которых 71,7 млн — занятые. Из них мужчины — это 38,7 млн человек, из них работают 36,8 млн. При полном исполнении указа президента с рынка труда в ближайшие месяцы уйдут до 0,4% рабочей силы и 0,7% работников-мужчин. Большая часть из них заняты в обрабатывающих производствах (6,4 млн), на транспорте (4,9 млн), в строительстве (4,3 млн) и торговле (4,3 млн). Если мобилизация не расширится, сокращение предложения рабочих рук будет мало заметно для российского рынка труда.

Мобилизация может повысить конкуренцию работодателей, Мобилизация, российский рынок труда, оповестить подлежащих мобилизации, частичная мобилизация, сохранить рабочие места мобилизованных, сохранить рабочие места, трудовая мобилизация, изменения в трудовое законодательство, перечни востребованных сотрудников

В то же время для работодателей исполнение ряда требований указа может оказаться затруднительным.

Так, по положениям Трудового кодекса они обязаны при получении списков сотрудников, подлежащих мобилизации, оповестить их об этом в течение двух суток под угрозой штрафа в 1–3 тыс. руб. (ст. 21.2 КоАП, о том, что подобные списки начали им приходить, “Ъ” сообщили ряд московских компаний).

По ст. 83 ТК в случае, если работника призывают на военную службу, трудовой договор с ним подлежит прекращению с выплатой двухнедельного заработка. Однако, как сообщили “Ъ” в одной из госкомпаний, там планируют сохранить рабочие места мобилизованных до их возвращения. «Вероятно, будем нанимать людей им на замену по срочным трудовым договорам»,— отметил в разговоре с “Ъ” топ-менеджер. Еще одним путем сохранения кадров может стать их переоформление в другие подразделения — так, ряд крупных работодателей имеет в структуре IT-подразделения в виде отдельных юридических лиц. «Если переоформлять сотрудников на работу именно туда, то они могут избежать призыва, даже подходя для мобилизации по всем остальным критериям»,— рассуждает директор по персоналу одного из российских ритейлеров. Наконец, как рассказали “Ъ” в представительстве иностранной компании в РФ, те, кто «находится в зоне риска, но могут работать удаленно или перевестись в другие страновые подразделения, могут получить предложение уехать из России».

Дополнительные расходы у компаний могут возникнуть и в связи с необходимостью психологической помощи и поддержки оставшихся сотрудников — спрос на такие услуги, отметим, существенно вырос сразу после 24 февраля этого года.

«Многие находятся в панике, потому что не понимают, затронет ли их трудовая мобилизация и что с ними будет»,— говорит HR-специалист одной из российских технологических компаний.

Отдельные сложности с кадрами на фоне мобилизации могут возникнуть у предприятий ОПК, поскольку спрос на их продукцию может значительно вырасти. Правительство ранее внесло изменения в трудовое законодательство, разрешив им в принудительном порядке привлекать сотрудников к дополнительной оплачиваемой работе, но им может потребоваться и расширение найма, а перечни востребованных сотрудников и специалистов, подлежащих мобилизации, могут во многом совпадать.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.

Редакция
Топ-5 ошибок в договоре ГПХ с самозанятым

В условиях растущей популярности самозанятости и перехода многих специалистов на упрощенные налоговые режимы, правильное оформление договоров становится особенно важным. Неправильные формулировки, отсутствие необходимых условий или нечеткие обязательства могут привести не только к юридическим спорам, но и к финансовым потерям для заказчиков. Эксперты платформы для работы с самозанятыми Qugo провели глубокий анализ договоров для сотрудничества с самозанятыми, и выявили ряд распространенных ошибок, способных существенно увеличить риски таких партнерств. В этой статье они расскажут, в каких моментах чаще всего ошибаются компании при составлении договоров гражданско-правового характера (ГПХ) с плательщиками налога на профессиональный доход (НПД) и предложат рекомендации по устранению этих ошибок.