Кто будет водить такси в ближайшем будущем

Автомобильную отрасль ждет полноценная цифровая трансформация. Уже сегодня активно внедряются электромобили, беспилотники, а также развивается каршеринг. Открытым остается вопрос о роли участия человека в этом процессе и его месте в мире будущего. Освоение новых технологий в России тормозится не только из-за экономических причин. Диджитализация или комплексная, сквозная автоматизация требует принципиально нового взгляда на привычные вещи. Компаниям нужно набраться смелости, отказаться от каких-то устарелых процессов или, наоборот, создать новые. И зачастую для этого приходится менять кадровый состав, прежде всего управленческий.

Кто будет водить такси в ближайшем будущем

Но сегодня специалистов по цифровой трансформации на рынке мало. Учебные программы в большинстве вузов, готовящих специалистов для автопрома, можно назвать в лучшем случае консервативными. Государство и крупный бизнес уже задумались о поддержке этого направления. Создано около 60 инжиниринговых центров при ВУЗах, которые уже получают заказы на разработки и подготовку специалистов от бизнеса. Тем не менее, результаты этих программ мы увидим только со временем.

Кто нужен в будущем

Главной задачей людей, приходящих на позиции управленцев директоров по цифровизации, станет стратегическое планирование цифровых изменений и главное — их внедрение во всех областях деятельности компаний. С одной стороны, они должны иметь знания в сфере IT, а с другой — возможность анализировать мировые тренды и быстро реагировать на изменения. Но главным их отличием от нынешних CIO должны стать прекрасные коммуникативные навыки, которые помогут им выстроить работу новой команды и преодолеть нежелание сотрудников получать цифровые компетенции.

Так же трансформируется и должность директора по производству. Помимо стандартных знаний производственных процессов ему потребуется понимание новых мировых и локальных трендов, хорошая обучаемость. Он должен легко адаптироваться, подстраиваться под нововведения, быть двигателем и лидером новых процессов и изменений. Важно понимать, что все больше ручной труд будет заменяться машинами, и руководителю на производстве придется оптимизировать кадры — а для этого понадобятся сильные навыки коммуникации и умение выявлять наиболее способных и готовых к трансформации сотрудников, которых при этом нужно будет развивать и удерживать.

Также изменится до неузнаваемости и самая популярная в России профессия — профессия водителя. Сегодня она предельно упростилась. Техосмотром занимаются электронные датчики, а вопрос знания города решается навигатором. Работа водителя свелась к очень простым алгоритмическим действиям, а все что может быть алгоритмизировано, будет в скором будущем автоматизировано.

Поэтому, вероятно, следующий шаг — обратное усложнение профессии. Суть работы водителей останется прежней — помогать машинам ездить. Но через 15-20 лет они будут делать это удаленно, из центров управления логистикой и перевозками, принимая на себя управление только в редких случаях. Для эффективного управления потоками и перевозками неизбежно понадобятся большие данные и непрерывное совершенствование алгоритмов, а значит, даже водители должны будут научиться взаимодействовать с искусственным интеллектом, big data, новыми интерфейсами.

В ближайшие годы исчезнут простые профессии, связанные с ручным трудом. Например, пуско-наладчики и другие. Но возрастет спрос на диспетчеров, которые смогут работать с системами, заменившими эти профессии.

Среди востребованных профессий будущего в автопроме окажутся инженер по ремонту автотранспорта с использованием супер-современных IT-технологий и материалов, инженер по безопасности инфраструктуры, ответственный за наблюдение за внешними угрозами транспортной системы, аналитик дорожных данных, способный работать с big data и занимающийся отладкой сложных дорожных систем, разработчик программного обеспечения для беспилотного транспорта и систем управления транспортными потоками, а также дизайнер транспортных узлов нового поколения, разрабатывающий схемы пересечения различных транспортных систем. Особым спросом будут пользоваться продукт-менеджеры и data-инженеры, которые будут уметь работать с телематическими системами и будут работать со страховыми компаниями, техцентрами и другими компаниями.

Новая эпоха потребует от людей довольно сложное сочетание во многом противоречивых качеств. Обучить кадры такого уровня будет непросто. Но между разработкой проекта и выпуском нового автомобиля с конвейера сейчас, как правило, проходит около восьми лет. Поэтому, начав немедленно, у нас есть шанс подготовить достойный кадровый резерв для отрасли.

Доедем ли до светлого будущего

Возможно, мы уже не успеем войти в число лидеров по разработке и производству электрокаров. Тем более, что температурный режим в России сужает возможности их использования. Но, если включиться в процесс сейчас, мы еще можем оказаться в авангарде производства, например, летающих автомобилей. К этому сценарию как раз и дороги, и климат в России очень располагают. Но главное — это кадры.

Россия — страна математиков и программистов, и как бы сомнительно не выглядели перспективы построения цифровой экономики в стране с точки зрения состояния промышленности, человеческий капитал, накопленные умения и образовательные традиции дают нам шанс и надежду занять достойное место в системе международного разделения труда в новую технологическую эпоху.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.