Каждый второй работодатель в России прибегает к «тихому найму»

За последний год понятие «тихого найма» получило широкую огласку среди российских работодателей. 7 из 10 представителей бизнеса, действующего на территории РФ, утверждают, что хорошо знакомы с концепцией или имеют о ней хотя бы примерное представление, а о ее применении в рамках своей стратегии управления персоналом в 2023 заявила почти каждая вторая компания (46%).

В 2023 году Gartner назвала «тихий найм» одним из главных трендов рынка труда. По мнению исследовательской компании, внутренняя мобильность персонала, расширение полномочий и повышение квалификации действующих сотрудников должны помогать бизнесу оптимизировать человеческие ресурсы без расширения штата.

Платформа корпоративного онлайн-обучения Lerna.ru, входящая в образовательный холдинг Skillbox и HR-cистема Edstein провели совместный опрос топ-менеджмента и HR c целью узнать степень распространения и эффективности практики «тихого найма» на отечественном пространстве. Оказалось, что чаще всего к «тихому найму» прибгают крупные организации со штатом от 1000 человек банковской и финансовой отрасли, а также сферы строительства и недвижимости. Однако распространенность инструментов «тихого найма» в России значительно выше названных показателей. Данные опроса свидетельствуют: оптимизацию ресурсов команд путем внутренней мобильности сотрудников – ротаций и перераспределений должностных функций – в 2023 проводило абсолютное большинство компаний (89%), половина из которых в том числе малый (30%) и средний (23%) бизнес.

В качестве основных причин, по которым компании вынуждены обращаться к «тихому найму», в первую очередь отмечаются сложности с подбором на открытые позиции в команде – невозможность найти подходящего специалиста на вакантную должность (63%). На этот фактор чаще других ссылаются опрошенные представители банковского и финансового сектора, ИТ и телекоммуникаций, производства и промышленности, строительства, сферы услуг и торговли.

Кроме того, каждый третий респондент заявляет о том, что целью внутренней мобильности сотрудников служит экономия времени (36%) на подбор кандидатов, а почти столько же признаются в нехватке бюджета (29%) на поиск новых сотрудников.

Но для ряда компаний «тихий найм» – не только про необходимость действовать в условиях ограниченных ресурсов, но и про потребность развивать персонал. Так, например, 37% опрошенных топ-менеджеров и HR-специалистов заявляют, что ротация или перераспределение должностных обязанностей помогают им строить гибкий карьерный трек своих кадров. А 52% видят в этих инструментах возможность продвигать талантливых сотрудников и удерживать их. В редких же случаях (4%), распространенных по большей части в крупных компаниях со штатом от 5000 человек, «тихий найм» – требование политики конфиденциальности и потребность не разглашать информацию о перестановках.

За прошедший год в условиях невозможности закрыть те или иные позиции в штате, 63% компаний прибегали к внутренней мобильности действующих сотрудников как на временной, так и постоянной основе, в то время как четверть (27%) проводила только бессрочные ротации и перераспределения рабочих функций. В основном переводы были как вертикальными, так и горизонтальными (76%). В 6 из 10 случаев нагрузка на одного действующего сотрудника в результате мобильности увеличивалась (57%) и только в 4 из 10 – оставалась неизменной.

Таким образом, в 2023 году в рамках «тихого найма» каждая четвертая опрошенная компания смогла закрыть от 5% до 15% открытых вакансий в команде, а каждая десятая – более, при этом заявив, что эффективность труда (51%) и мотивацию сотрудников (58%) удалось повысить. Однако большинство топ-менеджеров и HR-специалистов признают (65%), что внутренняя мобильность позволила им отказаться от найма нового сотрудника лишь в единичных случаях.

В исследовании также отмечается, что только 19% опрошенных компаний, осуществляя внутреннюю мобильность действующих кадров, проводили полноценную оценку готовности сотрудников занять новую должность или взять на себя новые рабочие обязательства на основе тестирования их навыков и компетенций. Тогда как более трети работодателей при этом опирались на анализ предшествующего опыта персонала (36%), четверть – на обратную связь от руководителя того или иного сотрудника (28%), а 5% – на его личную мотивацию. В 8% случаев предварительная оценка не проводилась вовсе. Более того, в 4 из 10 ситуаций внутренней мобильности кадров, сотрудники не проходили никакой дополнительной подготовки. В связи с этим, говоря о сложностях, с которым бизнес столкнулся в результате «тихого найма», опрошенные топ-менеджеры и HR-специалисты в первую очередь отмечают отсутствие достаточных знаний у сотрудников для выполнения новых задач (54%).

Не менее серьезными проблемами для работодателей оказалась и повышенная нагрузка на персонал и его выгорание (54%), а также размывание ролей в команде и вовлеченность кадров в свои предшествующие обязанности (54%).

Об отсутствии притока свежих идей и подходов к решению рабочих задач в результате ограничения найма с рынка заявило 28% респондентов. О недовольстве сотрудников своими новыми функциями и увольнениях – 12%, а об ухудшение взаимоотношений в коллективе в результате непрозрачно выстроенного отбора кадров на открытые позиции – 8%.

0

Рекомендуемые материалы

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.