Как строить эффективную карьеру после 30 лет
На заре 2020-х все мы внезапно оказались в мире карьеры 3.0, в котором каждый из нас одновременно менеджер своей жизни, эксперт, инвестор и ученик, постоянно обновляющий свои установки, роли и род занятий. В таком мире законы построения эффективной карьеры становятся похожи на правила венчурного мира, где равно важны и портфель ваших активностей, и качество посевных инвестиций. Рассказывает Алексей Улановский — руководитель программ карьерного развития Ward Howell, приглашенный профессор INSEAD, автор исследований и книг о карьере и лидерстве .
Быстрее, проще, персональнее. 12 приговоров карьеры 3.0
2. Наша карьера утрачивает свою трехфазную структуру: обучение — работа — выход из активной карьеры (это хорошо показала Линда Граттон). Теперь она представляет собой мини-циклы, включающие в себя спады и подъемы, исследование и действие, карьерные переходы и утверждение себя в новых ролях и занятиях.
3. Произошло резкое облегчение привычной модели вхождения в профессиональную карьеру. Раньше за выбором направления профессионального развития следовала цепочка: обучение — практика — работа — мастерство. Теперь мы можем получить работу и только потом идти учиться; пройти тренинг-интенсив выходного дня и выходить на рынок труда; начинать новую карьеру в середине жизни; формировать бренд эксперта и параллельно выращивать компетенции.
4. Растущая роль новых медиа и социальных сетей в жизни профессионалов снижает возрастной, финансовый и компетентностный барьер входа в мир работы, формируя новый тип быстрых карьер (построение личного бренда за несколько недель) и сверхранних карьер (блогеры-подростки).
Наши карьерные траектории становятся все более кастомизированными и индивидуализированными . Они больше похожи на индивидуальные сценарии, нежели типовые карьерные треки ХХ века.
5. Наши профессиональные интересы теперь гораздо менее стабильны, чем было принято в ХХ веке. Метание из одного профессионального поля в другое — это не всегда «ветреность» даже у взрослых. Это естественный ответ на новые возможности, ограничения, изменения рынка труда и личные обстоятельства. Карьера становится сферой постоянных венчурных посевов для каждого.
6. Каждый второй совершеннолетний житель России (46%) не знает, что с ним будет в ближайшие месяцы в профессиональном плане (опрос Левада-центра, 2018). В Штатах 70% молодых людей 18-24 лет работают менее одного года у одного работодателя, а в возрасте 25-34 лет меняют работу в среднем 4,5 раза (BLS, 2019), Очевидно, что излюбленный у рекрутеров, HR и коучей вопрос о долгосрочном будущем «Как вы видите себя через 5 лет ?» — имеет сейчас гораздо меньший диагностический вес и эвристику.
7. Принятие рисков и толерантность к неудачам — неотъемлемый атрибут построения карьеры сегодня. Карьерные изменения — переход на другую позицию, в другую область, профессию, глобальную компанию — неизбежно сопряжен с риском неудачи или потерь. Но и оставаться там, где сейчас, — тоже риск. Мы вошли в состояние «рискового общества» (Ульрих Бек). «Опасно прохождение, опасна остановка в пути, опасен взгляд, обращенный назад, опасен страх» — эти слова Фридриха Ницше как никогда точны для понимания жизни.
8. Люди старшего поколения утрачивают роль авторитетных и всезнающих гидов по взрослой жизни. Ориентация молодежи на опыт сверстников — один из трендов. Его проявления можно увидеть в росте молодежных самообучающихся сообществ инфобизнеса, коучинга, онлайн-школ, стартапов.
9. «Учиться у молодежи» перестает быть пустым лозунгом. Во многих глобальных организациях сегодня системно внедряется практика reverse mentoring (встречного наставничества), когда руководители объединяются в пары с более молодыми сотрудниками и получают от них идеи относительно технологий и свежих трендов. В крупных корпорациях вводится практика альтернативных советов директоров (Z-boards) для обсуждения молодыми лидерами стратегических задач, инноваций и расширения видения.
10. Нет одного-единственного ингредиента успешной карьеры. Каждая переменная вносит свой вклад: семейная история, уровень образования, сформированные экспертные и лидерские навыки, здоровый склад ума, хорошие наставники и развивающие сообщества, узнаваемый личный бренд, благоприятный рынок труда, сила случая (оказаться вовремя в нужном месте). Дефицит одного мы компенсируем другим: недостаток образования хорошими наставниками, нехватку экспертизы – лидерским поведением.
11. Однако наш майндсет (набор ментальных установок) — это стержневой элемент, способный компенсировать все остальные дефициты. Как и другие элементы, майндсет не гарантирует успех, но он здорово предсказывает нашу способность продолжать движение, не сдуваться перед лицом неудач и выбирать новое направление действий. Оптимальный майндсет находится где-то на пересечении менталитета роста (Кэролл Двек), оптимизм а (Мартин Селигман и др.) и выдержки (Ангела Дакворт).
Карьера как авторство. 12 заповедей карьеры 3.0
2. Следует избавиться от ожидания, что у нас есть внутренний контракт с жизнью. Убеждение, что если ты все делаешь «правильно» — мир будет реализовывать твои намерения и мечты. За этим стоят, как говорят психоаналитики, наши инфантильные надежды удовлетворять свои желания сразу и сполна.
3. Если спросить людей, которые ассоциируются у нас с жизненными успехами, о событиях, которые наибольшим образом повлияли на них, они часто называют события, которые в какой-то момент казались им настоящей катастрофой. Увольнения, потеря работы, отвержение, публичные провалы. В психологии этот феномен назвали сегодня посттравматическим ростом (в противоположность посттравматическому расстройству) — ростом вопреки или благодаря травме и невзгодам.
4. Думая о призвании, полезно спросить себя: что хочет прийти в мир через меня ? В такой форме вопроса твое «я», как говорят юнгианцы, становится транспортным средством, а не пунктом назначения. В такой форме вопроса меньше давления на нас идеи «самореализации», зацикленности на себе и нарциссизма.
5. Полезно начинать с инвентаризации своих фирменных метанавыков — твой подхо д к делу, стиль, который ты успешно переносишь из одной деятельности в другую. Например, опора на данные, или способность видеть «большую картину».
6. Признание пластичности нашего «я» — важная ценностная установка, которая подкрепляется науками о поведении и мозге. Считать свои способности тренируемыми, гибкими, изменяемыми – гораздо выгоднее, нежели верить, что они фиксированы и когда-то/кем-то предзаданы. Это замечательно показала Кэрол Двек.
7. Ключевой вызов поколения 35-45-летних — учиться освобождаться от старых привычек и ролей. Для этого потребуется привычка постоянно инвестировать усилия, время и деньги в обучение новым навыкам в своей и смежных областях.
8. Умная карьера требует не просто непрерывного обучения и получения дополнительных знаний, но персонального саморазвития и трансформации себя. Пересмотра установок и привычек, которые «привели тебя сюда, но не позволят тебе прийти туда», как это точно выразил Маршалл Голдсмит.
9. Древнегреческое познай себя в свете того, что было создано за последнее столетие в глубинной психологии и психотерапии, предполагает не столько бесплодный самоанализ, сколько систематичное глубокое исследование себя: своей семейной матрицы и истории, своих бессознательных защит и ролей, своей «тени». Как и во всем другом (финансах, спорте, питании, стиле), нам каждому здесь необходимы проводники.
10. Поиском своей профессиональной идентичности лучше всего заниматься в формате тестируй и корректируй (как назвала его Эрминия Ибарра), а не «сиди и думай». Например, экспериментирование с небольшими проектами параллельно с основной работой. Для многих сотрудников и руководителей это становится все более естественным.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна