Как строить эффективную карьеру после 30 лет

На заре 2020-х все мы внезапно оказались в мире карьеры 3.0, в котором каждый из нас одновременно менеджер своей жизни, эксперт, инвестор и ученик, постоянно обновляющий свои установки, роли и род занятий. В таком мире законы построения эффективной карьеры становятся похожи на правила венчурного мира, где равно важны и портфель ваших активностей, и качество посевных инвестиций. Рассказывает Алексей Улановский — руководитель программ карьерного развития Ward Howell, приглашенный профессор INSEAD, автор исследований и книг о карьере и лидерстве .

Карьера

Быстрее, проще, персональнее. 12 приговоров карьеры 3.0

1. Наши карьерные вызовы лишь отчасти вопрос нашей индивидуальной истории. В значительной мере сегодня они часть широкого вопроса о том, как жить в постсовременном мире с новой реальностью работы и построения будущего в условиях продолжающегося ускорения информационных процессов и стресса.

2. Наша карьера утрачивает свою трехфазную структуру: обучение — работа — выход из активной карьеры (это хорошо показала Линда Граттон). Теперь она представляет собой мини-циклы, включающие в себя спады и подъемы, исследование и действие, карьерные переходы и утверждение себя в новых ролях и занятиях.

3. Произошло резкое облегчение привычной модели вхождения в профессиональную карьеру. Раньше за выбором направления профессионального развития следовала цепочка: обучение — практика — работа — мастерство. Теперь мы можем получить работу и только потом идти учиться; пройти тренинг-интенсив выходного дня и выходить на рынок труда; начинать новую карьеру в середине жизни; формировать бренд эксперта и параллельно выращивать компетенции.

4. Растущая роль новых медиа и социальных сетей в жизни профессионалов снижает возрастной, финансовый и компетентностный барьер входа в мир работы, формируя новый тип быстрых карьер (построение личного бренда за несколько недель) и сверхранних карьер (блогеры-подростки).
Наши карьерные траектории становятся все более кастомизированными и индивидуализированными . Они больше похожи на индивидуальные сценарии, нежели типовые карьерные треки ХХ века.

5. Наши профессиональные интересы теперь гораздо менее стабильны, чем было принято в ХХ веке. Метание из одного профессионального поля в другое — это не всегда «ветреность» даже у взрослых. Это естественный ответ на новые возможности, ограничения, изменения рынка труда и личные обстоятельства. Карьера становится сферой постоянных венчурных посевов для каждого.

6. Каждый второй совершеннолетний житель России (46%) не знает, что с ним будет в ближайшие месяцы в профессиональном плане (опрос Левада-центра, 2018). В Штатах 70% молодых людей 18-24 лет работают менее одного года у одного работодателя, а в возрасте 25-34 лет меняют работу в среднем 4,5 раза (BLS, 2019), Очевидно, что излюбленный у рекрутеров, HR и коучей вопрос о долгосрочном будущем «Как вы видите себя через 5 лет ?» — имеет сейчас гораздо меньший диагностический вес и эвристику.

7. Принятие рисков и толерантность к неудачам — неотъемлемый атрибут построения карьеры сегодня. Карьерные изменения — переход на другую позицию, в другую область, профессию, глобальную компанию — неизбежно сопряжен с риском неудачи или потерь. Но и оставаться там, где сейчас, — тоже риск. Мы вошли в состояние «рискового общества» (Ульрих Бек). «Опасно прохождение, опасна остановка в пути, опасен взгляд, обращенный назад, опасен страх» — эти слова Фридриха Ницше как никогда точны для понимания жизни.

8. Люди старшего поколения утрачивают роль авторитетных и всезнающих гидов по взрослой жизни. Ориентация молодежи на опыт сверстников — один из трендов. Его проявления можно увидеть в росте молодежных самообучающихся сообществ инфобизнеса, коучинга, онлайн-школ, стартапов.

9. «Учиться у молодежи» перестает быть пустым лозунгом. Во многих глобальных организациях сегодня системно внедряется практика reverse mentoring (встречного наставничества), когда руководители объединяются в пары с более молодыми сотрудниками и получают от них идеи относительно технологий и свежих трендов. В крупных корпорациях вводится практика альтернативных советов директоров (Z-boards) для обсуждения молодыми лидерами стратегических задач, инноваций и расширения видения.

10. Нет одного-единственного ингредиента успешной карьеры. Каждая переменная вносит свой вклад: семейная история, уровень образования, сформированные экспертные и лидерские навыки, здоровый склад ума, хорошие наставники и развивающие сообщества, узнаваемый личный бренд, благоприятный рынок труда, сила случая (оказаться вовремя в нужном месте). Дефицит одного мы компенсируем другим: недостаток образования хорошими наставниками, нехватку экспертизы – лидерским поведением.

11. Однако наш майндсет (набор ментальных установок) — это стержневой элемент, способный компенсировать все остальные дефициты. Как и другие элементы, майндсет не гарантирует успех, но он здорово предсказывает нашу способность продолжать движение, не сдуваться перед лицом неудач и выбирать новое направление действий. Оптимальный майндсет находится где-то на пересечении менталитета роста (Кэролл Двек), оптимизм а (Мартин Селигман и др.) и выдержки (Ангела Дакворт).

Карьера как авторство. 12 заповедей карьеры 3.0

1. В периоды карьерных неудач и турбулентности важно избавляться от соблазнительного мышления жертвы и каждодневно возвращать себя в позицию авторства за жизнь, карьеру, решения. Это отправная точка любой попытки вывести себя из оцепенения, подавленности и потерянности.

2. Следует избавиться от ожидания, что у нас есть внутренний контракт с жизнью. Убеждение, что если ты все делаешь «правильно» — мир будет реализовывать твои намерения и мечты. За этим стоят, как говорят психоаналитики, наши инфантильные надежды удовлетворять свои желания сразу и сполна.

3. Если спросить людей, которые ассоциируются у нас с жизненными успехами, о событиях, которые наибольшим образом повлияли на них, они часто называют события, которые в какой-то момент казались им настоящей катастрофой. Увольнения, потеря работы, отвержение, публичные провалы. В психологии этот феномен назвали сегодня посттравматическим ростом (в противоположность посттравматическому расстройству) — ростом вопреки или благодаря травме и невзгодам.

4. Думая о призвании, полезно спросить себя: что хочет прийти в мир через меня ? В такой форме вопроса твое «я», как говорят юнгианцы, становится транспортным средством, а не пунктом назначения. В такой форме вопроса меньше давления на нас идеи «самореализации», зацикленности на себе и нарциссизма.

5. Полезно начинать с инвентаризации своих фирменных метанавыков — твой подхо д к делу, стиль, который ты успешно переносишь из одной деятельности в другую. Например, опора на данные, или способность видеть «большую картину».
При этом наше представление о том, в чем мы хороши, ограничено, специфично и связано с тем, что мы привыкли делать. Следует избегать того, что Эрминия Ибарра называет ловушкой компетенций — делать исключительно то, что получается. Это еще больше сужает коридор наших навыков и способностей.

6. Признание пластичности нашего «я» — важная ценностная установка, которая подкрепляется науками о поведении и мозге. Считать свои способности тренируемыми, гибкими, изменяемыми – гораздо выгоднее, нежели верить, что они фиксированы и когда-то/кем-то предзаданы. Это замечательно показала Кэрол Двек.

7. Ключевой вызов поколения 35-45-летних — учиться освобождаться от старых привычек и ролей. Для этого потребуется привычка постоянно инвестировать усилия, время и деньги в обучение новым навыкам в своей и смежных областях.

8. Умная карьера требует не просто непрерывного обучения и получения дополнительных знаний, но персонального саморазвития и трансформации себя. Пересмотра установок и привычек, которые «привели тебя сюда, но не позволят тебе прийти туда», как это точно выразил Маршалл Голдсмит.

9. Древнегреческое познай себя в свете того, что было создано за последнее столетие в глубинной психологии и психотерапии, предполагает не столько бесплодный самоанализ, сколько систематичное глубокое исследование себя: своей семейной матрицы и истории, своих бессознательных защит и ролей, своей «тени». Как и во всем другом (финансах, спорте, питании, стиле), нам каждому здесь необходимы проводники.

10. Поиском своей профессиональной идентичности лучше всего заниматься в формате тестируй и корректируй (как назвала его Эрминия Ибарра), а не «сиди и думай». Например, экспериментирование с небольшими проектами параллельно с основной работой. Для многих сотрудников и руководителей это становится все более естественным.

11. Микродозирование как способ знакомства с новой профессией или профессиональным занятием.

12. «Ахиллесова пята» современных портфолио-карьер (когда мы последовательно или параллельно ведем несколько профессиональных жизней) — в их потенциальной мозаичности, фрагментации, рассогласованности. Когда наши занятия разнятся слишком сильно, возникает то, что Линда Граттон называет «издержками переключения», которые снижают нашу эффективность. Именно поэтому сегодня как никогда требуется согласование своих навыков и занятий , «уплотнение» активностей.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Рекомендуемые материалы