Как шахматы учат быть успешным
Норвежцу Магнусу Карлсену 28 лет, с 2013-го ему принадлежит звание чемпиона мира по шахматам. Осенью 2018-го Магнус в очередной раз успешно защитил свой титул в матче против американца Фабиано Каруаны и получил около €600 000 гонорара. Примерно $2 млн в год Карлсен зарабатывает на рекламе — благодаря контрактам с производителем одежды G-Star Raw, инвестиционным банком Arctic Securities, юридической компанией Simonsen Vogt Wiig и издательством VG. В январе 2019-го норвежец в пятый раз выиграл престижный турнир в голландском Вейк-ан-Зее и надиктовал колонку для Forbes — о том, почему детям важно играть в шахматы и как сохранить древнюю игру в условиях тотальной цифровизации.
28 ноября 2018 года я выиграл четвертый подряд матч за звание чемпиона мира, с трудом (12 партий завершились вничью, а на тай-брейке с укороченным контролем времени Карлсен победил 3:0 — Forbes ) отстояв свою позицию лидера мировых шахмат.
На топ-уровне шахматы одновременно и полезны, и довольно требовательны. В моей голове всегда шахматные позиции — это единственный известный мне способ постоянно продолжать учиться и совершенствоваться. Но и этого недостаточно. На турнирах важно найти правильный баланс между аналитическим мышлением и творческой энергией, чтобы добиться лучшего результата. Когда это удается сделать, это кажется естественным — в такие моменты я даже не могу представить, что способен проиграть.
Последние несколько лет я продолжал учиться шахматам, но борьба за то, чтобы соответствовать стандартам возросшего понимания игры в мире, может разочаровывать. Слишком часто у меня случался болезненный опыт — сделать обдуманный ход и сразу же после того, как пальцы выпустили фигуру, понять, почему мой план был ошибочным. И это нелегко исправить. Невозможно сомневаться в своей интуиции перед каждым ходом. Уверенность в себе и способность донести эту уверенность до оппонента — важнейшие условия для выполнения задач на самом высоком уровне.
Большую часть жизни я играю в шахматы и считаю их своим призванием, но в 5 лет, когда я впервые познакомился с игрой, она вызвала у меня лишь мимолетный интерес. Это не было любовью с первого взгляда. На самом деле в шахматы меня привел комично распространенный детский мотив — соперничество со старшей сестрой. Она тогда играла лучше, и я очень хотел победить ее.
Со временем мои отношения с игрой серьезно изменились, но я всегда извлекал выгоду из невероятного влияния шахмат на мою способность к обучению и развитию. С юных лет шахматы улучшали мое умение концентрироваться и принимать решения. Они заставляли меня спокойно сидеть, осознанно думать, быть упорным и анализировать ходы в течение долгого времени, не прибегая к поиску в гугле. Я научился справляться с разочарованием, формировать стратегию, до конца осознавать сложность проблемы и даже противостоять поражению.
Но образовательные преимущества шахмат могут использовать не только гроссмейстеры. Считаю, что шахматы могут противостоять многим вызовам, с которыми мы сталкиваемся сегодня: раздробленное внимание, нерешительность, нехватка выдержки и дисциплины, вызванные слишком большим количеством экранного времени в жизни современного человека. Технологии навсегда изменили наш образ жизни, обучение и игру. У нынешних детей ненасытный аппетит к быстрым, насыщенным событиями развлечениям и часто кажется, что мы бессильно наблюдаем, как страдает их терпение и критическое мышление.
Это сложные проблемы, но думаю, что мы вполне можем обратиться к древнему лекарству: двухцветной шахматной доске и 32 фигурам.
Несколько исследований показывают, что приобщение детей к шахматам способствует их успеваемости по математическим дисциплинам и естественным наукам, а также улучшает их языковые навыки, память и умение принимать решения. Все это очень ценные качества, которые становятся редкостью на рынке труда. В ходе одного эксперимента в школах датского Орхуса в 2013-м еженедельные уроки математики заменили занятиями на тему шахмат — и в результате дети стали лучше успевать по математике.
Я не пурист, когда речь идет о платформе для игры в шахматы и методах обучения. Чтобы следующее поколение извлекло полезные уроки из древней игры, она должна быть модернизирована, приспособлена к тому, как дети живут сейчас. Чтобы привлечь больше детей к шахматам, мы должны сделать их доступными и привлекательными, и прийти к ним туда, где они находятся сейчас — на планшеты, телефоны и компьютеры.
Я пытаюсь внести свой вклад, создавая пространство, где шахматы подаются весело и интерактивно, а возраст и уровень игрока не имеют значение. Вместе с командой гроссмейстеров мы использовали мою компанию Play Magnus для разработки цифровых продуктов для игры и тренировок. На мой взгляд, процесс обучения должен быть забавным, поэтому мы перевернули традиционные шахматы с ног на голову с помощью мини-игр, интерактивного контента и анимации — геймифицировали игру для современной аудитории. Наше последнее приложение Magnus Kingdom of Chess специально рассчитано на детей 9 лет и младше, которые впервые знакомятся с шахматами.
На данный момент у нас около 5 млн скачиваний и мы продолжаем работать над новыми концепциями для разных платформ, чтобы сделать игру максимально доступной для всех, вне зависимости от пола, возраста и квалификации. Я создавал компанию вместе с несколькими соучредителями, но сейчас у Play Magnus есть институциональные инвесторы и она стоит больше $22 млн.
Конечно, ничто не заменит особенного возбуждения от игры в шахматы на реальной доске — когда чувствуешь напряжение сидящего напротив соперника, который следит за каждым твоим движением. И все же будет очень грустно потерять важные преимущества шахмат из-за отказа, пусть и праведного — во имя традиций, адаптироваться к изменениям. Это противоречит духу игры. Шахматы – это про то, как важно оставаться гибким, реагировать на сигналы оппонента и уметь перестраивать свою стратегию, чтобы побеждать.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна