Как научиться признавать свои слабости

Пару недель назад на одной из сколковских программ обсуждалось исследование, где доказывалось, что сотрудники считают, что самый эффективный стиль лидерства — это сочетание сразу двух вещей: «жесткости» (сюда входит и понятие «решительности», «эффективности») и «мягкости» — я это интерпретирую как «человечность». С первым все понятно: в российской культуре сильный человек это почти что холодильник: мощный, холодный и молчаливый. Что касается «человечности», то ее можно описать как экологичный способ управления людьми — когда мы выбираем, какими способами добиться результатов, и ценим людей внутри рабочих отношений.

В бизнес-школе я стал больше говорить с клиентами — предпринимателями, топ-менеджерами и чиновниками о том, почему важно не бояться признавать внутренние страхи и сомнения и говорить о них. Мой личный опыт показывает, что можно и стоит признавать человеческую часть себя — иногда слабую, колеблющуюся, делающую ошибки.

Мы отождествляем внешнее одобрение с победами

Ваш профессиональный героизм или победы в спорте могут создавать ощущение непрерывного и оглушительного успеха, но то же время они потрясающе заглушают внутренние сомнения, что и без них вы можете быть нормальным человеком, состоявшимся профессионалом и получать уважение коллег.

Когда мы становимся заложником внешних индикаторов собственного успеха — финансовых, материальных, социальных, то начинаем жить и работать ради получения внешнего одобрения и восхищения. Мерило собственных достижений должно изначально быть внутри нас, чтобы жить свою жизнь, а не строить карьеру в угоду публике, как бы громко при этом она ни хлопала в ладони.

В какой-то момент я поймал себя на мысли, что мое настойчивое желание бегать марафоны — это в том числе показатель собственной неуверенности: каждый марафон дает возможность начислить себе дополнительные баллы и предъявить их общественности как доказательство успешности, востребованности, значимости и многого другого. Медали, приятно болящие мышцы и одобрение болельщиков — все это может снижать уровень неудовлетворенности в других сферах, прежде всего рабочей, создавая псевдоауру разносторонне развитого профессионала.

Я продолжают бегать марафоны, это осталось для меня упражнением на выносливость и терпение, что я считаю важными профессиональными качествами. Что изменилось — я не хочу делать эту часть своей жизни компенсатором недоработок в других сферах. С этим новым пониманием спорта мне проще сосуществовать.

Страхи хороший стимул, но не слишком надежный

Базово мы боимся двух вещей: сделать ошибку или быть отвергнутым. Герой достаточно популярной «жесткой» концепции лидерства почти не боится — по крайней мере, такую картинку показывают нам медиа и истории успеха. Человек в них показан скорее титаном, по лицу которого лишь изредка может пробежать тень сомнения.

Я долго пытался стать человеком, который прячет свои страхи, но в какой-то момент пришел к мысли, что бояться — это нормально. Здесь заложен хороший стимул не стоять на месте, а действовать. Другое дело, если в основе ваших действий будет лежать исключительно страх ошибки, то это будет слабый фундамент ваших решений, которые могут изменить мир к лучшему. Компромиссом для меня стало простое решение, помогающее сражаться со внутренним страхом — допустить, что ты сделал эту самую ошибку, признал факт случившегося, и следующее твое действие будет направлено на то, чтобы эту ошибку исправить настолько, насколько это возможно.

Чтобы построить команду на доверии, нужно начать с себя

Сложно ожидать, что ваши сотрудники будут приходить к вам с идеями, за советом и разрешением назревающих проблем, если вы сами отлиты из бронзы. Быть безупречным очень дорого — это лишает человеческих качеств, к сияющим истуканам не подходят с земными вопросами.

Главный вопрос — насколько вы готовы в глазах других — коллег, подчиненных и даже клиентов — стать человеком, со своими ошибками и слабостями? Это совсем не означает панибратства и необходимости выносить на публику очень личные вещи — совсем нет. Это как раз про выстраивание понятных границ, понимание, кто является нашим собеседником и когда и зачем нужно показывать ему свою человеческую сторону.

Например, я определил для себя круг коллег и друзей, с которыми могу обсудить практически любые ситуации и вопросы — для меня они стали моей референтной группой, к которой я обращаюсь в спорные моменты. Я знаю, что эта группа меня принимает безусловно и оценивает именно поступки, а не меня самого, что дает им свободу высказывать критические комментарии, а мне дает большее пространство, чтобы услышать и принять эту критику.

Зачем нужно тратить столько времени на то, чтобы говорить про слабые стороны, которые делают нас такими несовершенными, незащищенными и обычными? С одной стороны, не они приводят нас к успеху, с другой — именно такие человеческие черты помогают создавать сильные связи с окружающими, которые дают энергию двигаться дальше, вдохновение и создают доверие.

Я бы не хотел сводить все написанное к тому, что надо искусственно становиться гиперчувствительным, начинать чего-то бояться, рассказывать окружающим про свои проблемы, и это сделает вас лучшим руководителем. Это будет просто другая крайность. Быть человеком означает, что если вы не стоите на постаменте, то проще смотреть в глаза окружающим и переживать собственные провалы и неудачи.

Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Рекомендуемые материалы

Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR
Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.