Эксперт рассказал, почему японские игровые компании смогли избежать массовых увольнений
В течение последних двух лет – с 2022 по 2024 год - индустрия по производству компьютерных игр потеряла более 30 тысяч человек по всему миру. Однако этот процесс не затронул Японию – благодаря особенностям трудового законодательства страны.
В настоящее время эксперты говорят о том, что уровень безработицы в игровой индустрии США достиг 9% — вдвое выше общего показателя по стране. Например только весной 2024 года были закрыты четыре игровые студии, принадлежавшие Microsoft - Arkane Austin, Alpha Dog Studios, Roundhouse Games и Tango Gameworks. При этом последняя компания – находящаяся в Японии – стала единственной японской игровой компанией, закрывшейся за последние несколько лет.
Секрет успеха японских компаний – трудовое законодательство, которое защищает сотрудников с точки стабильности и непрерывности контрактов, а также особенности менталитета.
По словам эксперта по трудоустройству в Японии из британского Шеффилдского университета Питера Матанле, одно из ключевых положений трудового законодательства страны указывает, что работодатели не могут просто так увольнять сотрудников. Такие действия возможны только если работодатель докажет в суде, что организация обанкротится, если не проведет сокращения. А в случае признания японской компании виновной в неправомерном увольнении сокращённых сотрудников восстановят на работе. В тоже время в США действует правовая доктрина добровольной занятости, согласно которой у работников есть право уволиться без ограничений, а у работодателей — право увольнять без причины.
Кроме того, японские работодатели в течение последних лет улучшали условия труда и не сокращали персонал. Например, Sega повысила зарплаты персонала на 33%, Koei Tecmo — на 23%, Persona Atlus — на 15%, Nintendo — на 10%, Capcom — на 28%. Студии уверены, что инвестиции в людей поддерживают будущее компаний.
Эксперт также отмечает, что большую роль в трудовых отношениях играет ментальность – в том числе, наличие этической ответственности и особенности стратегии управления. В Японии руководители всегда управляют, ориентируясь на долгосрочные перспективы и не зациклены на том, чтобы "здесь и сейчас" угодить акционерам. Также большинство сотрудников нанимаются сразу после получения дипломов и «воспитываются» в конкретной корпоративной культуре – то есть для Японии характерно долгосрочное сотрудничество, не предполагающее частой смены коллектива.
Кроме того, японские работодатели также полагаются на контрактную и временную рабочую силу, что приводит к образованию двухуровневой системы занятости. Если компания вынуждена сократить персонал, то она просто не продлевает контракты с подрядчиками, но сохраняет штатных сотрудников.
Вместе с тем, японские организации часто увольняют персонал за пределами Японии – например, в 2014 году Nintendo of Europe сократила 320 сотрудников, а в 2024 Square Enix уволила сотрудников американского и европейского офисов.
Источник: https://habr.com/