Эксперт рассказал, почему японские игровые компании смогли избежать массовых увольнений

В течение последних двух лет – с 2022 по 2024 год - индустрия по производству компьютерных игр потеряла более 30 тысяч человек по всему миру. Однако этот процесс не затронул Японию – благодаря особенностям трудового законодательства страны.

В настоящее время эксперты говорят о том, что уровень безработицы в игровой индустрии США достиг 9% — вдвое выше общего показателя по стране. Например только весной 2024 года были закрыты четыре игровые студии, принадлежавшие Microsoft - Arkane Austin, Alpha Dog Studios, Roundhouse Games и Tango Gameworks. При этом последняя компания – находящаяся в Японии – стала единственной японской игровой компанией, закрывшейся за последние несколько лет.

Секрет успеха японских компаний – трудовое законодательство, которое защищает сотрудников с точки стабильности и непрерывности контрактов, а также особенности менталитета.

По словам эксперта по трудоустройству в Японии из британского Шеффилдского университета Питера Матанле, одно из ключевых положений трудового законодательства страны указывает, что работодатели не могут просто так увольнять сотрудников. Такие действия возможны только если работодатель докажет в суде, что организация обанкротится, если не проведет сокращения. А в случае признания японской компании виновной в неправомерном увольнении сокращённых сотрудников восстановят на работе. В тоже время в США действует правовая доктрина добровольной занятости, согласно которой у работников есть право уволиться без ограничений, а у работодателей — право увольнять без причины.

Кроме того, японские работодатели в течение последних лет улучшали условия труда и не сокращали персонал. Например, Sega повысила зарплаты персонала на 33%, Koei Tecmo — на 23%, Persona Atlus — на 15%, Nintendo — на 10%, Capcom — на 28%. Студии уверены, что инвестиции в людей поддерживают будущее компаний.

Эксперт также отмечает, что большую роль в трудовых отношениях играет ментальность – в том числе, наличие этической ответственности и особенности стратегии управления. В Японии руководители всегда управляют, ориентируясь на долгосрочные перспективы и не зациклены на том, чтобы "здесь и сейчас" угодить акционерам. Также большинство сотрудников нанимаются сразу после получения дипломов и «воспитываются» в конкретной корпоративной культуре – то есть для Японии характерно долгосрочное сотрудничество, не предполагающее частой смены коллектива.

Кроме того, японские работодатели также полагаются на контрактную и временную рабочую силу, что приводит к образованию двухуровневой системы занятости. Если компания вынуждена сократить персонал, то она просто не продлевает контракты с подрядчиками, но сохраняет штатных сотрудников.

Вместе с тем, японские организации часто увольняют персонал за пределами Японии – например, в 2014 году Nintendo of Europe сократила 320 сотрудников, а в 2024 Square Enix уволила сотрудников американского и европейского офисов.

Источник: https://habr.com/

0

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.