Более чем у 40% российских компаний все еще нет систем корпоративного обучения

Служба исследований платформы онлайн-рекрутинга hh.ru специально для Коммерсанта провела опрос работников российских компаний и выяснила, как изменилось их отношение к наличию в компаниях систем корпоративного обучения. Опрос проводился с 9 по 16 ноября, в нем приняли участие 1,6 тыс. человек. Большинство респондентов (72%) согласились с тем, что во всех компаниях должна быть система обучения персонала. Доля работников, разделяющих такое мнение, практически не изменилась — в прошлых исследованиях аналогичный показатель колебался вокруг отметки в 70%. При этом о наличии в их компаниях системы обучения сотрудников заявили 57% респондентов, что всего лишь на 1 процентный пункт больше, чем в 2020 году. Выше всего эта доля оказалась среди работников, занятых на производстве (63%), в продажах (62%), а также среди административного персонала (59%), высшего менеджмента (53%) и ИТ (49%).

Более чем у 40% российских компаний все еще нет систем корпоративного обучения, hh.ru, hh.ru исследование, hh.ru опрос, нет систем корпоративного обучения, система корпоративного обучения, корпоративное обучение, наличие корпоративного обучения, курсы повышения квалификации, повышение квалификации, корпоративное обучение

Почти каждый шестой работник (15%) относит к плюсам наличие корпоративного обучения, но при этом его отсутствие не считает критичным. Каждый десятый респондент воспринимает корпоративное обучение скорее положительно, но при условии, что оно не будет обязательным. Равнодушие и отрицательное отношение высказали всего 2% и 1% респондентов соответственно.

Примерно пятая часть (21%) работников компаний, где проводится корпоративное обучение, такой возможностью не пользовались (в 2020 году этот показатель составил 18%). Что касается формата обучения, то выросла доля респондентов, которые проходили онлайн-курсы: в 2021 году она составила 43%, тогда как в 2020 году — 35%. Также увеличилась до 32% с 24% доля работников, проходивших традиционные курсы повышения квалификации. Почти каждый пятый работник (23%) проходил тренинги с приглашением бизнес-тренеров, каждый шестой (15%) — курсы по приобретению навыков, напрямую не связанных с профессией. Почти каждый десятый (9%) стажировался в других филиалах/офисах компании.

Что касается неработающих соискателей, прошедших опрос, то традиционные курсы повышения квалификации выбрали бы 54% (в 2020 году — 52%), 40% респондентов предпочли бы курсы по приобретению новых навыков, не связанных напрямую с профессией. Такова же и доля тех, кто выбрал бы онлайн-обучение. Дистанционное обучение предпочли бы 46% работников, тренинги с приглашением бизнес-тренеров — 32%.

Около половины респондентов (47%) ответили, что в их компаниях пандемия никак не повлияла на возможности корпоративного обучения. 17% заявили, что полностью перешли на онлайн-обучение, у 15% соискателей возможности обучения за счет компании в сторонних организациях сократились. Каждый десятый (9%) работник рассказал, что в его компании стали больше развивать обмен опытом между сотрудниками. При этом более половины компаний (57%) реализуют систему обучения в смешанном формате (онлайн/офлайн), каждая пятая организация — в офлайн-формате, почти каждая четвертая — в онлайн (наиболее высокая доля таких компаний в сфере ИТ — 38%). Вместе с тем более трети работников (35%) не заметили существенную разницу в преимуществах онлайн-формата перед офлайн. Почти треть респондентов (32%) считают онлайн-обучение более эффективным, и почти столько же (33%) — менее эффективным.

«Свежий опрос показал, что важность наличия системы корпоративного обучения остается на высоком уровне, среди работников и соискателей есть консенсус о пользе обучения за счет работодателя для построения карьеры и сохранения своей востребованности на рынке труда»,— говорит руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова. Вместе с тем процесс внедрения компаниями системы обучения идет крайне медленно (рост год к году — всего 1 п. п.), по-прежнему достаточно высока доля компаний (43%), где отсутствует обучение сотрудников, констатирует эксперт. Причин этому может быть несколько: от нехватки людей, которые могут организовать такую систему, до отсутствия бюджета или понимания, чему именно нужно обучать сотрудников. «В целом можно сделать вывод, что продолжающаяся пандемия и медленное восстановление целого ряда сфер бизнеса существенно замедляют процессы развития систем корпоративного обучения в стране»,— резюмирует Мария Игнатова.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательно

0

Рекомендуемые материалы