Как вести себя при проверках трудовой инспекцией

hr управление_персоналом бизнес организация компания корпоративное корпоративный персонал сотрудники персонал управление_персоналом подбор_персонала рекрутинг Замешательство, вызванное визитом государственного инспектора, как правило, не способствует диалогу на равных, и заставляет вспомнить байку про кролика и удава. Последствия проверок в этом случае предсказуемы: предписание и штраф, а в отдельных случаях и приостановление деятельности. Всего этого можно избежать, если знать некоторые особенности проверок "трудовиками".

Полномочия ФИТ

Основные полномочия и права службы закреплены в ст. 356 и ст. 357 ТК РФ, среди них выделим следующие:

посещать в целях проведения инспекции организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
направлять в суды (при наличии заключений государственной экспертизы условий труда) требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности.

Деятельность ФИТ подпадает под действие Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон), что, казалось бы, должно несколько ограничивать ее самостоятельность, в частности предусматривало бы обязательное согласование с прокуратурой проведение проверок, как плановых, так и внеплановых, а также обязательное уведомление об их проведении работодателя. Однако обязанность уведомлять о своем визите нивелируется ст. 12 Конвенции N 81 Международной организации труда "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (далее - Конвенция), в соответствии с которой государственный инспектор (при наличии удостоверений установленного образца) имеет право беспрепятственно в любое время суток посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. Честно говоря, данная Конвенция вносит некоторые разночтения в определение полномочий и обязанностей инспекторов: с одной стороны, есть право беспрепятственного прохода на любую территорию, с другой стороны, есть нормы Федерального закона, предписывающие необходимость согласовывать плановые и внеплановые проверки с прокуратурой.

В любом случае не лишним будет потребовать у инспектора распоряжение (приказ) руководителя территориального подразделения ФИТ, в котором был бы четко прописан предмет проверки, в противном случае, есть риск нарваться на "левую" проверку, цель которой - получить от вас взятку. Настаивайте на возможности снять копию с распоряжения и записать реквизиты удостоверений. Не поленитесь и позвоните в территориальное подразделение ФИТ, чтобы узнать, действительно ли к вам были направлены инспекторы.

Следует запомнить одно правило: любой государственный служащий не вправе выходить за пределы своей компетенции и предмета проверки. То же касается и государственных инспекторов труда. Если предметом проверки является порядок начисления и выплаты заработной платы, то проверять вопросы правильности оформления трудовых книжек и ведения предприятием бухгалтерского учета они не вправе. Если у вас требуют документ, не относящийся к теме проверки, вы вправе отказать в его предоставлении.

Что обычно проверяют

В первую очередь кадровые документы, и именно от их наличия и грамотного оформления зависит успешное прохождение проверки. Формально такие документы можно поделить на две категории:

обязательные, наличие которых прямо предусмотрено трудовым законодательством для всех работодателей;
факультативные, перечень и порядок ведения, которых определяет сам работодатель.

Обязательными документами являются:

штатное расписание (ст. 57 ТК РФ);
трудовые договоры (ст. ст. 56 и 67 ТК РФ);
трудовые книжки (ст. 66 ТК РФ);
книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
правила внутреннего трудового распорядка (ст. ст. 56, 189, 190 ТК РФ);
документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников, их права и обязанности в этой области (ст. ст. 86, 87, 88 ТК РФ);
график сменности (ст. 103 ТК РФ);
график отпусков (ст. 123 ТК РФ);
приказы по личному составу;
личная карточка;
табель учета рабочего времени;
правила и инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ);
медицинские книжки работников.

Как правило, они подвергаются проверке в первую очередь.

Факультативными документами являются:

положения о структурных подразделениях;
положения о персонале;
должностные инструкции;
положение об аттестации работников и другие.

Возможны случаи, когда факультативный документ становится обязательным. Наиболее распространен вариант, когда в трудовом договоре отсутствуют должностные права и обязанности работника. В этом случае обязательной становится должностная инструкция, так как без нее невозможно определить смысл работы того или иного работника. Другой вариант, когда в трудовом договоре есть положение о соблюдении работниками коммерческой тайны, и, соответственно, должно существовать положение об охране такой тайны.

Результаты проверок

По результатам проверок сотрудники трудиспекции вправе вынести предписание об устранении выявленных нарушений, параллельно с этим может быть возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 5.27. КоАП РФ "Нарушение законодательства о труде и об охране труда", которая предусматривает для должностного лица или индивидуального предпринимателя штраф от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, для юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, либо приостановление деятельности деятельность на срок до 90 суток. Но это отнюдь не означает, что надо молча и принимать наказание как должное.

Если при проверке, а также подготовке материалов дела об административном правонарушении были допущены грубые ошибки: например, проверялось то, что не имело никакого отношения к предмету проверки, либо были допущены процессуальные ошибки при составлении протокола или вынесении постановления, то вы имеете право обжаловать подобные действия и решения государственных инспекторов труда. Предписание нужно оспаривать в порядке гл. 25 ГПК, постановление по делу об административном правонарушении - согласно гл. 30 КоАП РФ.

Для тех, кто решил попросту саботировать работу проверяющих и игнорировать результаты проверки, напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 19.4. КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей. Невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц - штрафа от 10 тыс. до 20 тыс. рублей.

Источник: http://www.rb.ru

0

Рекомендуемые материалы