Бизнесу посоветовали снижать себестоимость товаров
Текст: Ярослав Николаев
Источник: Российская газета
В среду в Москве прошло открытое заседание отраслевого отделения "Деловой России" по финансовому аудиту, где эксперты выработали практические рекомендации российскому бизнесу касательно формирования разумной финансовой стратегии в наступающем году.
"О финансовой стратегии бизнеса в условиях существующей экономической неопределенности говорить нельзя. Говорить можно скорее о финансовой тактике", - заявила на заседании вице-президента "Деловой России" Лариса Покачалова.
Глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, соглашаясь с ней, заметил, что следующий год - "год стагнации". "В этих условиях у бизнеса должен быть особенный инструментарий для эффективной устойчивой работы", - отметил банкир.
Как сообщил директор департамента кредитно-денежной политики ЦБ РФ Игорь Дмитриев, в следующем году мегарегулятор будет уделять внимание решению двух главных задач. Первое - таргетирование инфляции на уровне 4 процентов к 2017 году. Вторая - бедность, снижение реальной заработной платы населения.
"Мы планируем помочь отечественной экономике достигнуть роста через ценовую стабильность", - поведал чиновник о планах Банка России на ближайшее будущее.
Эксперты, обсудившие текущую экономическую ситуацию, отмечают, что следующий год будет характеризоваться не меньшим инфляционным ростом, чем в текущем году. Котировки нефти останутся на нынешних уровнях. Потребительский спрос будет продолжать падение, а динамика кредитования экономика также будет замедляться.
По итогам заседания экспертов были выработаны практические рекомендации российскому бизнесу. Так, в следующем году бизнесу придется работать в условиях высокой инфляции и дорогого доллара.
"Обстоятельства вынуждают экономить на всем, повышать эффективность бизнес-процессов и производительность труда, отдавать все, что можно на аутсорсинг, отказаться от непрофильных, неперспективных и дорогих в содержании активов", - говорится в документе.
"Понятно, что потребители будут меньше тратить на развлечения, на путешествия, дорогие покупки и прочие товары и услуги не первой необходимости. И больше - на еду и "соль-сахар-спички", то есть только на самое необходимое" - говорится в рекомендациях.
Ритейлеры уже сейчас создают магазины эконом-класса, а дорогие аптечные сети - аптеки низких цен. В то же время девелоперы, на бизнесе которых наиболее сильно сказывается кризис, уже начали распродавать жилую недвижимость по "черным пятницам", чего раньше в России не случалось. Практика показывает: чем сложнее ситуация в той или иной отрасли, тем активнее предприятия ищут востребованные в кризис ниши, охотнее предоставляют потребителям и партнерам интересные опции, становятся более клиентоориентированными. "Так, многие девелоперы предлагают покупателям квартиры-студии. Благодаря отсутствию стен и небольшой площади покупатель экономит порядка 30 процентов на отделке, а в дальнейшем "не бьют по карману" коммунальные платежи", - обращают внимание в "Деловой России".
В "Деловой России" советуют предпринимателям искать новые рынки сбыта в глубинке, в других регионах. Если есть накопленная подушка безопасности или возможность привлечь заемные средства на привлекательных условиях, то 2016 год - самое время для слияний и поглощений. Согласно принципу инвестора "покупай, когда дешевеет, продавай, когда дорожает".
Также предприниматели должны больше думать об оптимизации бизнес-процессов, больше внимания уделять аудиту затрат. Один из вариантов - возможность дробить бизнес, даже крупный на множество малых и пользоваться преференциями (в том числе налоговыми), которые предоставляет государство для малого бизнеса.