Требуются офисные рабы

офисное рабство В бизнес-литературе часто говорится, что лояльность работодателю и стремление к карьерному росту – важные качества любого профессионала. Однако опросы российских работодателей показывают, что эти вещи сейчас для них второстепенны. Из личных качеств потенциального работника компании больше всего ценят ответственность и эмоциональную стабильность. И при этом от него не ждут карьерных амбиций, говорится в отчете по итогам опроса, который в апреле – мае 2015 г. провел исследовательский центр портала Superjob во всех федеральных округах. Темой исследования стали так называемые мягкие навыки (soft skills) – личные качества сотрудников, не имеющие отношения к профессии, но повышающие эффективность работника. В опросе приняли участие 10 000 менеджеров по персоналу российских компаний. Исследователи интересовались, какими личными качествами, с точки зрения рекрутеров, должны обладать сотрудники – представители 20 профессий. Среди них – дизайнер, врач, менеджер по закупкам, операционист в банке, маркетолог, инженер, менеджер по работе с клиентами, юрист, бухгалтер, программист и даже курьер и грузчик. Результаты исследования оказались весьма неожиданными – как выяснилось, по сравнению с докризисными годами система ценностей у работодателей радикально изменилась.

Игры больше не нужны

Лидером среди личных качеств, очень желанных для всех работодателей и всех профессий, стала ответственность, делятся выводами исследователи. На втором месте по популярности – эмоциональная стабильность претендента. Важными можно считать качество или черты характера, которые сочли таковыми более 50% участников опроса. Личную ответственность за результаты труда менеджеры по персоналу считают значимым качеством для 16 из 20 профессий. В то же время умение работать в команде сейчас не столь востребовано – оно весомо лишь для трех профессий. Еще меньше интересует работодателей лояльность – только в двух профессиях из 20 респонденты признали ее значимость.

В период бурного роста бизнеса главной задачей становится набор и удержание персонала, чтобы люди не разбежались к конкурентам, говорит Артем Зюрюкин, генеральный директор компании Zartis Russia, которая специализируется на онлайн-рекрутинге. На этой стадии принято играть с сотрудниками в игры вроде укрепления командного духа и развития лояльности и в прочую ерунду, уточняет он. Но в кризис люди априори становятся гораздо лояльнее и оказаться без работы боятся больше всего, объясняет Зюрюкин.

Ответственность, эмоциональная стабильность и умение адаптироваться к переменам – вот тройка навыков, которые выходят на первый план, убежден Зюрюкин. Правда, в исследовании Superjob ничего не говорится об умении адаптироваться. Хотя это качество особенно востребовано в последние годы, подмечает эксперт: «Маркетолог, который привык работать с большими бюджетами, должен уметь перестроиться, чтобы вписаться в маленький бюджет, а не зацикливаться на старых методах». Или, к примеру, разработчик IT-продуктов для удержания клиентов должен предложить более дешевый продукт, поскольку это актуально во времена, когда все сокращают издержки.

Что первично

Больше всего ответственности работодатели ждут от курьеров (88% респондентов сообщили, что считают это качество важным), бухгалтеров (87%) и врачей (80%). А самыми безответственными профессиями участники опроса сочли дизайнера и PR-менеджера – только 38 и 44% респондентов соответственно ищут в соискателях эту черту характера.

Самыми эмоционально устойчивыми должны быть учителя, за это проголосовали 86% участников опроса, 79% ждут этого от менеджеров по персоналу и 74% – от секретарей. Эти ожидания работодателей вполне закономерны: представители этих трех профессий работают с людьми.

В мире по-другому

The Boston Consulting Group и ВЭФ в марте 2015 г. опубликовали итоги своего международного исследования «Новый взгляд на образование». Они выделили 16 видов знаний и навыков, помогающих сделать карьеру в ближайшем будущем. От сотрудников требуются не столько знания – главными становятся мягкие навыки: умение работать в команде, любознательность, инициативность, критическое мышление и умение решать сложные задачи.

С инвестбанкирами та же история. На рынке труда полно работников с прекрасным уровнем образования, хорошо подвешенным языком и умением себя презентовать, замечает Наталья Анненская, директор по корпоративному управлению инвесткомпании «Метрополь»: «Но в кризис такие люди не нужны, зато ценятся те, кто, засучив рукава, берется за работу и выполняет конкретные задания. Возможно, требования к кандидатам сегодня стали примитивнее и грубее, чем раньше, но сейчас не время бантиков и рюшечек». Работодателям важны конкретные результаты, поэтому так высоко ценятся ответственность и эмоциональная устойчивость, говорит она. Умение хорошо выполнить свою работу здесь и сейчас становится важнее, чем лояльность работника и его приверженность идеологии компании, продолжает Анненская.

Идеальный исполнитель

Сейчас самый востребованный работник – это офисный раб, подмечает Владислав Быханов, партнер хедхантинговой компании Cornerstone: «Он послушен, ответственен, толков, знает свое дело и место».

Готовности к переработкам работодатели ждут в первую очередь от менеджеров по туризму (54%) и бухгалтеров (50%), говорится в исследовании. Однако готовность к переработкам хотят видеть у представителей всех профессий – например, минимальный уровень ожиданий по всем 20 специальностям составляет 28%.

«Год назад мы заключили контракт с крупной авиакомпанией, на встрече много говорилось о бренде работодателя и усилении лояльности коллектива», – рассказывает Быханов. Сейчас этот же заказчик просит хедхантеров забыть старые разговоры и вести переговоры с кандидатами в совершенно ином ключе: мол, есть такая-то работа за такие-то деньги, нужен профессиональный исполнитель.

Карьеристы работодателей и вовсе сейчас пугают, считает Анненская: «Человек с карьерными амбициями ставит на первое место саморазвитие и собственное финансовое благополучие». По ее наблюдениям, такие люди всегда считают, что им недостаточно платят, и больше склонны к воровству, за ними нужен глаз да глаз. Правда, одного-двух таких сотрудников на каждом направлении можно держать, чтобы они повышали тонус коллектива, но много таких людей в компании набирать не стоит, резюмирует Анненская.

Стремление к карьерному росту сегодня явный аутсайдер среди наиболее востребованных качеств соискателей, судя по данным Superjob. Больше всего работодатели приветствуют карьерные устремления у менеджера по продажам, но все равно в пользу этого качества высказалось только 28% респондентов.

Требуются оптимисты

Довольно противоречиво респонденты оценивают такое качество, как умение работать в команде. Способностей к командной работе ждут от маркетологов, менеджеров по персоналу, а вот юристам, бухгалтерам и секретарям они не нужны вообще, говорят менеджеры по персоналу.

Чтобы компания удержалась на плаву в нестабильное время, нужны люди, которые выполняют то, что обещают сделать, не поддаются паническим настроениям и умеют быстро перестроиться под рынок, резюмирует Зюрюкин. Сейчас всем нужны оптимисты. Эмоциональная нестабильность, постоянные жалобы на обстоятельства плохо влияют на продуктивность не только этого сотрудника, но и его коллег, убежден Зюрюкин.

Источник: http://www.vedomosti.ru/

0

Рекомендуемые материалы

Корпоративная культура требует перемен: как понять, что пора меняться?
Юлия Глухова
Корпоративная культура требует перемен: как понять, что пора меняться?

Согласно исследованию Массачусетского технологического института, в компаниях с безупречной репутацией и здоровой корпоративной культурой отмечается текучесть кадров ниже средней. Опрос среди сотрудников американских компаний показал, что токсичная корпоративная культура является одной из главных причин увольнений. Данный фактор опережает даже низкий уровень зарплаты. Люди готовы работать за меньшие деньги, но в более приятной обстановке. На российском рынке труда львиная доля (41%) увольнений происходит из-за постоянного стресса и выгорания на работе.

Чтобы сократить печальную статистику, необходимо объективно оценить обстановку в компании и начать действовать. Какие основные этапы придется пройти компании на пути трансформации корпоративной культуры? С какими трудностями придется столкнуться? Как донести новые ценности до сотрудников? Об этом расскажет директор по маркетингу и коммуникациям «Ингосстраха» Юлия Глухова, которая лидирует изменение корпоративной культуры в компании.